В удовлетворении исковых требований о выплате надбавки к государственной пенсии муниципального служащего, взыскании недоплаты отказано, так как порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим не противоречит нормам действующего законодательства.

Определение Самарского областного суда от 07.11.2011 по делу N 33-11394

Судья: Каткасова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Пинчук С.В., Марушко Л.А.

при секретаре: Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Т.Р.М. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 октября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Т.Р.М. к администрации муниципального района Безенчукский Самарской области о выплате надбавки к государственной пенсии муниципальному служащему, взыскании недоплаты, судебных расходов оставить без удовлетворения в полном объеме.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., объяснения представителя Т.Р.М. П. (по доверенности от 10.08.2011 г.) в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя администрации м. р. Безенчукский Самарской области, Комитета по управлению финансами администрации Безенчукского района Самарской области А. (по доверенностям от 28.09.2011 г и от 27.09.2011 г), судебная коллегия

установила:

Т.Р.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Безенчукский Самарской области о выплате надбавки к государственной пенсии муниципального служащего, взыскании недоплаты, судебных расходов.

В обоснование своих требований указала, что постановлением Собрания представителей Безенчукского района от 4.12.2003 г N 217 был утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Безенчукского района.

Решением УСЗН Безенчукского района от 30.05.2005 г ей (Т.Р.М.), имеющей стаж муниципальной службы 25 лет и более, с 25.01.2005 г была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% от месячного содержания, исходя из общей суммы государственной пенсии в размере 15012,38 руб., что составило 2697 руб.

С 1.05.2005 г. размер надбавки был уменьшен до 1000 руб.

Ссылаясь на то, что уменьшение размера надбавки произведено незаконно, просила суд возобновить выплату надбавки к государственной пенсии в полном объеме, произвести перерасчет муниципальной ежемесячной доплаты к государственной пенсии с 25.01.2005 г. по день вынесения решения суда и взыскать недоплату в сумме 8918 руб., исходя из денежного содержания в размере 15807 руб. (15807 х 75% — 3937 руб. (гос. пенсия), взыскать с ответчика госпошлину в сумме 11459 руб., за подготовку материалов в суд по договору от августа 2011 г. -5000 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Т.Р.М. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что постановлением Собрания представителей Безенчукского района от 4.12.2003 г N 217 был утвержден Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Безенчукского района.

В соответствии с п. 3.3 указанного Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района, установлено, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не должен превышать размера трудовой пенсии, установленной лицам, указанным в п. п. а), б) п. 1.1 Порядка, в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173 ФЗ от 17.12.2001 г.

Решением УСЗН Безенчукского района от 30.05.2005 г Т.Р.М., имеющей стаж муниципальной службы 25 лет и более, с 25.01.2005 г была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% от месячного содержания, исходя из общей суммы государственной пенсии в размере 15012,38 руб. в размере 2697 руб.

Установлено, что размер государственной пенсии по старости Т.Р.М. с 25.01.2005 г. по 31.03.2005 г. составлял 2697 руб. в месяц, с 01.04.2005 г. составлял 2937 руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета ГУ УПФ РФ.

Поскольку доплата соответствовала назначенной Т.Р.М. государственной пенсии действующему в указанное время Порядку, суд сделал правильный вывод о том, что ответчиком обоснованно назначена доплата с 25.01.2005 г. по 31.03.2005 г. в размере 2697 руб., с 01.04.2005 г. по 30.04.2005 г. в размере 2937 руб.

Судом установлено, что с 1.05.2005 г. Т.Р.М. установлена доплата в размере 1000 руб., что подтверждается Постановлением Собрания представителей района от 11.04.2005 г. N 49 «О внесении изменений в Постановление Собрания представителей Безенчукского района N 217 от 4.12.2003 года «Об утверждении порядка изменения Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района в новой редакции.

В соответствии с Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятого решением Собрания представителей м. р. Безенчукский Самарской области N 252 от 14.07.2006 г. правом на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной доплаты к пенсии в размере 1000 руб. имеют муниципальные служащие, замещавшие на 22 апреля 1997 г. и позднее муниципальные должности муниципальной службы Безенчукского района при определенных положением условиях.

Судом проверялись доводы истицы о том, что изменение доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, ухудшают положение граждан, получавших доплату в соответствии с ранее действовавшим Порядком, что противоречит Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству в данной области.

Так, часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ, в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде Определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан.

Так, в Определении от 28.05.09 г. N 698-0-0 Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, гарантируя каждому.. <…>. социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.07 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).

Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.

Данная правовая позиция, как указал КС РФ, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Порядок организации и прохождения муниципальной службы в Самарской области регулируются законом Самарской области от 09.10.07 г. N 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».

Статья 12 данного Закона устанавливает, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных данным законом и уставами муниципальных образований. Финансирование доплат отнесено к расходным обязательствам местных бюджетов.

Согласно ст. 15 названного Закона, доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области. Размер доплаты увеличивается не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в Самарской области.

Таким образом, порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Безенчукского района, определенный Собранием представителей Безенчукского района от 11 апреля 2005 года N 49 «О внесении изменений в Постановление собрания представителей Безенчукского района N 217 от 04.12.2003 г. «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района и Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятого Собранием представителей м. р. Безенчукский Самарской области решением N 252 от 14.07.2006 г. закону не противоречит.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик, определяя порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Безенчукского района Постановлением от 11 апреля 2005 года N 49 «О внесении изменений в Постановление собрания представителей Безенчукского района N 217 от 04.12.2003 г. «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления Безенчукского района и Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», принятого Собранием представителей м. р. Безенчукский Самарской области решением N 252 от 14.07.2006 г. реализовал права, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.

Установив, что снижение размера доплаты к пенсии муниципальным служащим представительный орган муниципального района Безенчукский не противоречат нормам действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы Т.Р.М. о том, что доплата к пенсии муниципальному служащему не может быть пересчитана, поскольку установлена ранее принятия названных актов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т.Р.М. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *