Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников, утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 N 128-од, в части слов отсутствие свободных мест в образовательном учреждении.

Решение Самарского областного суда от 04.08.2011

Самарский областной суд в составе:

председательствующего Шабаевой Е.И.,

при секретаре Беловой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 N 128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 в части слов «отсутствие свободных мест в образовательном учреждении», свои требования прокурор обосновывает следующим.

Названный Административный регламент разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышения качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании».

Действующее законодательство гарантирует каждому гражданину право на образование. Основными принципами государственной политики в области образования являются общедоступность образования и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

При этом гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

В п. 2.4.1 Административного регламента указано, что одним из оснований для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги является отсутствие свободных мест.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Каждое из таких типовых положений определяет порядок направления и зачисления детей в образовательные учреждения соответствующего типа и при этом не предусматривает отказ в приеме в образовательное учреждение в случае отсутствия мест.

Направление несовершеннолетнего в образовательное учреждение соответствующего типа является реализацией его права на образование. Ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством.

В связи с изложенным прокурор полагает, что органы исполнительной власти субъекта не вправе были устанавливать указанное ограничение, поэтому в данной части регламент противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Л.О.Е. требования прокурора поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица — министерства образования и науки Самарской области Н.Г.Х. и М.С.А. требования, заявленные прокурором, не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 87 Устава Самарской области министерство образования и науки Самарской области входит в систему органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2006 N 238, наделяется полномочиями, в том числе и отнесенными к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона «Об образовании».

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги.

В пункте 1.1 Административного регламента государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержание воспитанников», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14 июля 2010 года за N 128-од и который оспаривается в части прокурором, указано, что он разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышение качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области, государственных образовательных учреждений при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании подпункта 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В силу указанной нормы деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно статье 16 названного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения — также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Противоречие действующему законодательству оспариваемого пункта Административного регламента, предусматривающего основанием для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги отсутствие свободных мест, прокурор усматривает в том, что действующие типовые положения об образовательных учреждениях такое основание к отказу в приеме в образовательное учреждение не предусматривают.

Поскольку ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством, органы исполнительной власти субъекта не вправе устанавливать указанное ограничение.

Суд приходит к выводу, что с данными доводами нельзя согласиться, поскольку они не учитывают требования действующего законодательства, регулирующего деятельность образовательных учреждений.

Как указывалось выше, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день Правительством утверждены и действуют типовые положения в отношении следующих видов учреждений:

Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676;

Типовое положение об образовательной школе-интернате, утверждено постановлением Правительства от 26.06.1995 N 612;

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждено постановлением Правительства от 25.04.1995 N 420;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено постановлением Правительства от 12.03.1997 N 288;

Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утверждено постановлением Правительства от 28.08.1997 N 1117.

Действительно, перечисленные типовые положения не содержат прямого указания на основание отказа в приеме в образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест, однако каждое из этих положений содержит строгое ограничение по количеству обучающихся и воспитанников в классах и группах, что прямо усматривается из текста положений.

Кроме этого, названные типовые положения содержат указания и на то, что количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности).

На обязательность соблюдения санитарных норм указывает также статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в которой говорится, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Сам названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В настоящее время действует целый ряд санитарных правил и норм устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных учреждений, которые достаточно четко определяют и ограничивают количество обучающихся и воспитанников в каждом конкретном учреждении, определяют количественную вместимость некоторых учреждений, кроме того, содержат требования по количеству площади на каждого пребывающего в учреждении и содержат указания на то, что количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Что касается вновь построенных зданий, то и в данном случае санитарные правила устанавливают, что вместимость учреждений не должна превышать конкретное количество человек в зависимости от вида и типа учреждения (Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утв. Главным санитарным врачом СССР от 06.03.1986 N 4076-86; СП М2.4.990-00.2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000; СанПиН 2.4.2.1178-02, введены в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44).

Ограниченное количество обучающихся (воспитанников) также обусловлено и наличием определенного количества персонала каждого учреждения.

Правительством РФ 07.07.2011 принято Постановление N 558 об утверждении Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные Требования также обязывают названные учреждения обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства РФ (п. 1).

В пункте 5 Требований указано, что количество помещений, их функциональное назначение и наполняемость определяются администрацией организации с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития детей, а также соблюдения санитарных норм и норм предельной наполняемости указанных помещений, установленных законодательством РФ.

Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности (вместе с ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений»), утвержденными приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам (п. 2.7.1).

Является очевидным, что все перечисленные ограничения по возможному количеству одновременного нахождения детей в образовательном учреждении направлены на обеспечение надлежащей организации учебного процесса, оздоровительных мероприятий, а также обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников), несоблюдение которых ведет к нарушению действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах не усматривается противоречие оспариваемой нормы действующему законодательству, из системного толкования которого видно, что законодательством определен количественный состав обучающихся и воспитанников, который может принять конкретное учреждение и, соответственно, организовать образовательный процесс, поскольку в этом случае права учреждения ограничиваются перечисленными требованиями закона, который одновременно и накладывает на учреждение определенные обязанности, несоблюдение которых является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, что неминуемо ведет к административному наказанию как должностных лиц, так и образовательного учреждения, и более того — создает угрозу жизни или здоровью находящихся в учреждении детей.

Исходя из перечисленного выше действующего законодательства обязанность обеспечить общедоступное обучение (воспитание), о которой говорит прокурор в своем заявлении, законом возложена на орган государственной власти субъекта РФ, а на конкретном учреждении лежит обязанность и при этом имеется право обеспечить обучение и воспитание лишь того количества детей, которое предусмотрено нормативами и в лицензии, выданной учреждению. Т.е. наличие в Административном регламенте такого основания для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги, как отсутствие в учреждении свободных мест, обусловлено требованиями перечисленного выше законодательства.

Представители министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании пояснили, что в случае отсутствия мест в конкретном учреждении ребенок в обязательном порядке министерством определяется в другое соответствующее учреждение. Имеют место случаи, когда на территории нашей области по соответствующим направлениям размещаются дети и из других регионов, в любом случае вопрос о размещении нуждающегося ребенка решается в связи с наличием такой обязанности у органа государственной власти субъекта, никогда жалоб по данному поводу не было.

Как пояснил прокурор в судебном заседании, опровергнуть данную информацию он не может.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пункт Административного регламента не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, утвержден был министерством образования и науки Самарской области в пределах полномочий, в связи с чем в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194 — 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 N 128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 в части слов «отсутствие свободных мест в образовательном учреждении» — отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий
ШАБАЕВА Е.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *