Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.

Решение Самарского областного суда от 09.02.2011

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего Шабаевой Е.И.,

При секретаре Шумаковой С.Ю.,

С участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «ПромТехСтейт» об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Самарской области,

установил:

ООО «ПромТехСтейт» обратилось в Самарский областной с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Самарской области.

В своем заявлении ООО «ПромТехСтейт» просит признать Постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 «Об утверждении Порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области» недействующим с 4 августа 2009 года.

Заявитель считает, что названное Постановление нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы, при этом свои требования обосновывает следующим.

ООО «ПромТехСтейт» является арендатором земельного участка площадью 95.362,20 кв. м, расположенного по адресу: <…>, Пятая просека, государственная собственность на который не разграничена. На основании договора аренды от <…>, заключенного с Комитетом по управлению имуществом на срок с <…> по <…>, Общество обязано вносить арендную плату.

Пунктом 4.3 указанного договора аренды предусмотрено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.

Поскольку в результате издания обжалуемого Постановления Правительства Самарской области N 308 изменяется размер арендной платы за использование Обществом земельного участка, данное Постановление непосредственно затрагивает имущественные права заявителя.

Кроме того, заявитель в обоснование своих требований ссылается на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2010, которым удовлетворены исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о взыскании с ООО «ПромТехСтейт» задолженности по арендным платежам в сумме <…> рублей и пени в сумме <…> рублей. Указанная задолженность взыскана за период с 21.10.2007 по 31.12.2008, в связи с повышением изменением арендной платы, на основании в т.ч. и Постановления Правительства Самарской области N 308.

Заявитель настаивает на том, что издание оспариваемого нормативного правового акта, повлекшего за собой увеличение размера существующих у него гражданско-правовых обязательств, вытекающих из договора аренды, в связи с чем, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Кроме этого, заявитель указывает на то, что Постановление N 308 не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным Постановлением Правительства РФ определено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы, а также случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Однако Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не содержит указания на случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Следовательно, оно не подлежит применению в части, противоречащей Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582.

Учитывая изложенное, на основании ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 245, 247, 251 ГПК РФ, заявитель просит суд признать Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 недействующим как противоречащее Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582, со дня вступления последнего в законную силу, с 4 августа 2009 года.

В судебном заседании представитель ООО «ПромТехСтейт» — Н.Д.М. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель Правительства Самарской области — П.С.С. и представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области — П.И.В., заявленные требования не признали, считают их незаконными и необоснованными.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что заявленные ООО «ПромТехСтейт» удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются государственной собственностью.

В силу п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии со ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 N 94-ГД распоряжение земельными участками, расположенными в городском округе Самара, осуществляет Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Указанным Постановлением Правительство РФ называет одними из основных принципов определения арендной платы: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Ранее, до принятия Правительством РФ Постановления от 16.07.2009 N 582, Правительством Самарской области в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ-137 «О введение в действие Земельного кодекса РФ» было издано Постановление от 6 августа 2008 г. N 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», которое заявитель просит признать недействующим со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 582 — с 4 августа 2009 г.

Постановление Правительства Самарской области N 308 было опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 09.08.2008. В настоящее время Постановление действует в редакции Постановления от 06.10.2010.

Данным Постановлением N 308 Правительство Самарской области утвердило Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области.

В соответствии с п. 2 Порядка — порядок, сроки и условия внесении арендной платы на земельные участки устанавливаются условиями договора.

Согласно п.п. 3, 4 — определение размера арендной платы за использование земельных участков осуществляется в соответствии с Методиками определения размера арендной платы, содержащимися в Приложении N 1, 2 и 3 (в зависимости от целей использования земельного участка) к настоящему Порядку.

Доводы заявителя о недействительности Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 сводятся к тому, что обжалуемое Постановление не содержит указания на случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, в чем заявитель и усматривает его несоответствие действующему законодательству и противоречие с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, имеющем большую юридическую силу.

Из материалов дела видно, что на основании договора аренды земельного участка N 020066з от 08.07.2005, заключенного между ООО «ПромТехСтейт» и Комитетом по управлению имуществом г. Самары на срок с 30.07.2004 по 29.07.2014, ООО «ПромТехСтейт» является арендатором земельного участка (государственная собственность на который не разграничена) площадью <…> кв. м, имеющего кадастровый номер 63:01:0638002:0020 и расположенного по адресу: <…>, Пятая просека.

По условиям договора (п. 4.2) арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3).

В соответствии с пунктом 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.

В судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, что в настоящее время арендная плата по указанному договору аренды ООО «ПромТехСтейт» начисляется в соответствии с Методикой определения размера арендной платы, содержащейся в приложении к Постановлению Правительства Самарской области N 308.

Указанные методики, являющиеся приложением к оспариваемому Постановлению, устанавливают формулы расчета арендной платы. Сами формулы состоят из переменных и постоянных величин. Именно переменные величины и влияют на изменения размера арендной платы, поскольку являются расчетными и непостоянными, но при этом сам порядок определения данных переменных величин также установлен в методиках, что говорит о предсказуемости расчета размера арендной платы.

Из указанных обстоятельств следует, что случаи изменения арендной платы в одностороннем порядке определены указанным выше способом, т.е. заложены в самой формуле расчета арендной платы и на это влияют переменные величины (коэффициенты), используемые в формуле расчета размера арендной платы.

Поэтому отсутствие в оспариваемом Постановлении N 308 конкретного перечня случаев изменения арендной платы, о чем говорит заявитель, не может расцениваться как противоречие с Постановлением Правительства РФ N 582. Из анализа норм Постановления Самарской области N 308 следует вывод, что все общие начала определения арендной платы (основные принципы), установленные Постановлением Правительства РФ N 582, были учтены Правительством Самарской области и заложены в Постановлении N 308. Какой-либо неопределенности в оспариваемом нормативно-правовом акте также не имеется.

Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт повлиял на существенное увеличение у заявителя гражданско-правовых обязательств, вытекающих из договора аренды, чем нарушил его права.

С момента заключения договора аренды периодически изменялись ставки арендной платы и основанием к такому изменению являлись применение нового расчета арендной платы в соответствии с принимаемыми Правительством Самарской области постановлениями. Согласно которым изменение происходило в связи с изменением коэффициентов, применяемых в расчете.

И только период с 20.08.2008 по 31.12.2008 был рассчитан в соответствии с Постановлением N 308, в данном периоде изменился лишь коэффициент инфляции с 1,633 на 1,700. При этом сам порядок определения размера арендной платы, как и порядок определения коэффициентов, участвующих в расчете, в противоречие с Постановлением Правительства РФ N 582 не вступает.

Других случаев изменения размера арендной платы в отношении заявителя не имелось.

Поскольку порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения в данном случае устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, то в соответствии с ч. 3 ст. 65 ЗК РФ стоимость аренды таких земель относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, определяется с учетом применяемой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных и договором аренды. Таким образом, стороны обязаны руководствоваться установленным нормативно-правовым актом субъекта размером арендной платы. Что не противоречит и условиям договора, и действующему законодательству.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят Правительством Самарской области правомерно, в рамках его компетенции и в сочетании гражданского и земельного законодательства, при этом, противоречий с Постановлением Правительства РФ N 582 не усматривается, в связи с чем, права заявителя не нарушаются, и в силу ст. 253 ГПК РФ оснований для признания его недействующим не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ООО «ПромТехСтейт» о признании Постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 «Об утверждении Порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области» недействующим с 4 августа 2009 года — отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *