Исковые требования о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о периоде работы и перерасчете пенсии удовлетворены, так как получив дополнительные сведения о страховом стаже и о размере оплаты труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы истицы.

Определение Самарского областного суда от 14.10.2010 по делу N 33-10466/10

14 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А.,

при секретаре Е.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя П. по доверенности — К.Э. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09 июля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска П. отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения П. и ее представителя по доверенности К.Э., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области» по доверенности К.Ю., судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области», Мэрии г.о. Тольятти о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о периоде работы за 2000 год и перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований истица указала, что в феврале 2009 года обратилась в районное управление Пенсионного фонда РФ за назначением пенсии. При расчете размера трудовой пенсии должен использоваться среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Однако, пенсию ей начислили только исходя из заработка за 2001 год, хотя в 2000 году, так же как и в 2001 г., она работала в Администрации Центрального района г. Тольятти, получала там заработную плату. 21.09.2009 года она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда по вопросу доначисления ей пенсии с учетом среднемесячного заработка за 2000 год, представив архивную справку о заработке. Однако в перерасчете пенсии ей было отказано ввиду того, что Администрацией Центрального района сведения о заработной плате по установленной форме для их учета на индивидуальном лицевом счете не поступали, а для перерасчета пенсии заработная плата за 2000 год должна быть подтверждена сведениями персонифицированного учета на основании выписки из индивидуального лицевого счета в Пенсионном Фонде РФ. Предоставить данные сведения в настоящее время не имеется возможности, так как Администрация Центрального района г. Тольятти ликвидирована. Истица полагает, что отказ ответчика в перерасчете пенсии является незаконным, полагает, что Мэрия г.о. Тольятти должна нести ответственность за работников Администрации Центрального района г. Тольятти, которые в установленном законом порядке не подали соответствующие сведения в ПФ РФ.

Ссылаясь на данные обстоятельства, указывая на то, что отсутствие сведений по данным индивидуального (персонифицированного) учета о размере ее заработка за 2000 год, а также неперечисление работодателем страховых взносов не может являться препятствием к назначению пенсии в предусмотренном законом размере, с учетом уточнения требований, П. просила суд обязать Мэрию г.о. Тольятти подать в Управление Пенсионного Фонда сведения о ее заработной плате за 2000 год по установленной форме в целях их учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета, произвести зачисление страховых взносов, а Управление Пенсионного Фонда в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обязать учесть данные сведения на ее лицевом счете и произвести перерасчет пенсии.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель П. по доверенности К.Э. просит отменить решение суда как незаконное и постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторскому и лицензионному договору (ст. 7 закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.).

Судом установлено, что 01.03.1996 года между Администрацией Центрального района г. Тольятти и П. был заключен договор возмездного оказания услуг по исполнению обязанностей председателя ТОС N. Указанные обязанности истица исполняла с 03.01.1996 года по 28.06.2002 года, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д. 13), копией соответствующего договора (л.д. 14 — 17).

Администрация Центрального района г. Тольятти ликвидирована с 27.12.2006 года.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку Мэрия г.о. Тольятти не является по отношению к истице работодателем (страхователем), а также не является правопреемником Администрации Центрального района г. Тольятти, суд обоснованно указал, что по требованиям П. о возложении обязанности по включению сведений о ее заработной плате за 2000 год, в целях их учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета и зачислении страховых взносов, Мэрия г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении иска в этой части.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Управлению Пенсионного фонда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права и не соответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как установил суд, П. впервые зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.04.2000 года.

Суд также указал, что Администрация Центрального района г. Тольятти осуществляла подачу сведений и уплату страховых взносов за П. только с 2001 года.

До этого периода сведения о трудовом стаже П. и оплате ее услуг от Администрации Центрального района г. Тольятти в Пенсионный Фонд не поступали, пенсионные взносы не уплачивались.

Данные обстоятельства, как указал суд, подтверждаются выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 18 — 20).

Из архивной справки от 23.06.2010 года следует, что в составе документов ликвидационной комиссии по упразднению Администрации Центрального района г. Тольятти акты приема-передачи бухгалтерских документов не поступали, в отчетах о перечислении денежных средств по страховым взносам в Пенсионный Фонд за 2000 год, в годовом бухгалтерском балансе и отчетах администрации Центрального района г. Тольятти и органов общественного самоуправления его территории за 2000 год сведений об отчислениях взносов не содержится.

Отказывая П. в удовлетворении исковых требований, суд сослался на положения «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 года N 318, и указал, что заявленные истицей требования не могут быть удовлетворены, поскольку сведения о ее заработной плате за 2000 год Администрацией Центрального района г. Тольятти по установленной форме не подавались, страховые взносы не уплачивались. Администрация Центрального района ликвидирована, копии соответствующих сведений по установленной форме, которые должны были храниться у работодателя, при ликвидации в архив не поступали.

При этом суд исходил из того, что Управление Пенсионного фонда самостоятельно, без подачи соответствующих сведений по установленной форме, не вправе производить какие-либо изменения по лицевому счету застрахованного лица.

Однако, с выводами суда нельзя согласиться.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Как видно из материалов дела, П. обратилась за назначением пенсии в феврале 2009 года.

Размер пенсии органом пенсионного фонда был ей исчислен исходя из размера доходов за 2001 год.

При повторном обращении истицы в Управление пенсионного фонда в сентябре 2009 года в перерасчете пенсии ей отказано.

Как следует из ответа Управления Пенсионного Фонда от 20.10.2009 года, дополнить лицевой счет истицы сведениями о заработной плате невозможно, так как по ликвидированным предприятиям это не предусмотрено законодательством. Кроме того, Управление по делам архивов Мэрии г.о. Тольятти сообщило, что в документах по личному составу Администрации Центрального района за 2000 год сведений для подтверждения трудового стажа и заработной платы П. не обнаружено (л.д. 28).

Между тем, как видно из материалов дела, 18.12.2009 года архивом Мэрии г.о. Тольятти П. была выдана архивная справка о размере ее заработка за период 2000 года на основании расчетных ведомостей по заработной плате, имеющихся в архиве Мэрии (л.д. 44).

Аналогичная справка о доходах П. за 2000 год 18.12.2009 года Мэрией была направлена в Управление Пенсионного фонда РФ по Центральному району г. Тольятти и Ставропольскому району Самарской области для проведения перерасчета пенсии. Одновременно в адрес Управления Мэрия сообщила, что на дату выдачи свидетельства о ликвидации Администрации Центрального района г. Тольятти 26.12.2006 года все расчеты с Пенсионным Фондом РФ по начислению и перечислению страховых взносов страхователем были произведены. Задолженности по перечислению страховых взносов не выявлено (л.д. 53 — 54).

Данные обстоятельства судом оставлены без внимания и правовой оценки.

Тот факт, что в документах по личному составу Администрации Центрального района г. Тольятти не сохранилось сведений для подтверждения трудового стажа П., о чем в адрес Управления пенсионного фонда сообщалось Управлением по делам архивов Мэрии г.о. Тольятти, не имеет правового значения, поскольку П. не являлась работником Администрации Центрального района, с ней лишь был заключен договор на оказание возмездных услуг.

Таким образом, документами, подтверждающими трудовой стаж П. за период с 1996 по 2002 год, в том числе за 2000 — 2001 год, учитываемый при назначении пенсии, в данном случае являются записи в ее трудовой книжке (л.д. 13), а также договоры возмездного оказания услуг от 01.03.1996 года, 01.03.1997 года (л.д. 14 — 17, 60 — 62).

По условиям договора от 01.03.1996 года (п. 2.3.5) Администрация Центрального района г. Тольятти обязалась осуществлять платежи в Пенсионный Фонд и фонд медицинского страхования (л.д. 16).

01.03.1997 года договор возмездного оказания услуг с П. перезаключен с теми же обязательствами (п. 2.4.5) (л.д. 60 — 62).

О расторжении договора от 01.03.1997 года с 28.06.2002 года П. была уведомлена Администрацией Центрального района в 2002 году (л.д. 65), о чем 28.06.2002 года внесена запись N в ее трудовую книжку (л.д. 13).

По смыслу п. 36 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» при наличии расхождений в индивидуальных сведениях, если эти расхождения не устранил страхователь, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации.

Правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в части трудового (страхового) стажа за период с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2002 г. и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части названного стажа территориальными органами ПФР, определены «Порядком корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2001 года, Территориальными органами Пенсионного Фонда РФ», утвержденным постановление Правления ПФ РФ от 14.12.2005 г. N 246п.

Согласно п. п. 2, 3, 4 указанного Порядка, корректировка территориальными органами ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц проводятся в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г. в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, своевременного и обоснованного установления трудовых пенсий на основании законодательства Российской Федерации.

Под корректировкой территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица до 1 января 2002 г. понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется, в частности, в случае обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 года.

Кроме того, в соответствии с п. 41 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 года N 987н, признавшим утратившим силу ранее приведенное постановление Правительства РФ от 15.03.1997 года N 318, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями, если страхователь был ликвидирован, территориальный орган пенсионного фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Таким образом, получив дополнительные сведения о страховом стаже П. за 2000 год и о размере оплаты ее труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы истицы до 1 января 2002 г. с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица, о чем фактически и просит истца.

Как видно из электронной формы Справок от 16.02.2009 года о невозможности дополнения индивидуальных сведений П. о трудовом стаже, представленной в суд Управлением Пенсионного Фонда, причиной отказа в корректировке сведений указана ликвидация предприятия (л.д. 47 — 48), что противоречит требованиям законодательства, а также отсутствие сведений для подтверждения трудового стажа и зарплаты П., тогда как данное обстоятельство опровергается имеющимися в деле доказательствами, на которые указывалось выше.

При этом, по данным Пенсионного Фонда РФ, страховые взносы за 2000 год Администрацией Центрального района г. Тольятти начислялись и перечислялись. Имеется невыбранный фонд в сумме 1 078248 рублей (л.д. 47 — 48), что соответствует сведениям, предоставленным в районное Управление Пенсионного фонда Мэрией г.о. Тольятти еще в декабре 2009 года (л.д. 53 — 54).

Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований П. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, представление дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает необходимым постановить по делу в указанной части новое решение об удовлетворении требований П., не возвращая дело на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09 июля 2010 года в части отказа в удовлетворении исковых требований П. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области» отменить.

Постановить в указанной части новое решение, которым исковые требования П. к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области» удовлетворить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области» внести дополнения в индивидуальный лицевой счет П. в Пенсионном фонде Российской Федерации о стаже ее работы за период 2000 года с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица и обязать произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения.

Решение об отказе в удовлетворении исковых требований П. к Мэрии г.о. Тольятти оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *