Исковые требования о признании права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии удовлетворены правомерно, поскольку истица как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилой площади с отоплением и освещением.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 25.08.2014 по делу N 33-11475/2014

Судья Азамат А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,

судей Алешиной Е.Э., Варламовой Н.В.,

при секретаре Л.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску К.Л.А. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения Администрации Усть-Донецкого района» о признании права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии,

по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «Управление социальной защиты населения Администрации Усть-Донецкого района» на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 24.06.2014 года,

установила:

К.Л.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения Администрации Усть-Донецкого района» о признании права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, указав, что в течение 22 лет работала…. в Усть-Донецкой…. со 02 октября 1992 года по 08 апреля 2014 года.

08 апреля 2014 года с ней расторгнут трудовой договор в связи с сокращением штата и ликвидации учреждения. К.Л.А. считает, что как пенсионер из числа медицинских работников за ней сохранено право на получение указанных выше льгот, что предусмотрено действующим законодательством.

В судебном заседании К.Л.А., ее представитель В. требования поддержали, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель МУ «УСЗН Администрации Усть-Донецкого района» К.И. требования не признала, просила в иске К.Л.А. отказать.

Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 24.06.2014 года исковые требования К.Л.А. удовлетворены. Суд обязал МУСЗН администрации Усть-Донецкого района предоставить К.Л.А. льготы по оплате жилья, отопления и электроэнергии на основании п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Ростовской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

При вынесении решения суд исходил из того, что вывод МУ УСЗН Усть-Донецкого района об отсутствии оснований для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу, в связи с тем, что Усть-Донецкая больница является федеральным учреждением, является незаконным и противоречащим действующему законодательству.

Постановляя решение, суд руководствовался положениями Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

В апелляционной жалобе МУ УСЗН Администрации Усть-Донецкого района ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Апеллянт в жалобе указывает, что Усть-Донецкая больница федерального государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» не относится к государственным областным и муниципальным учреждениям здравоохранения.

Апеллянт ссылается на то, что К.Л.А. не предоставлено подтверждение того, что она имеет не менее 10 лет стажа в областных учреждениях здравоохранения, поэтому оснований для предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как медицинскому работнику-пенсионеру не имеется.

В заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

Согласно ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности от 22.08.2014 г. — В., возражала против доводов апелляционной жалобы и в ее удовлетворении просила отказать.

Ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены в статье 330 ГПК Российской Федерации. Таких оснований, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения — органами местного самоуправления.

При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в Определении от 07.02.2008 N 383-О-П «По жалобе граждан И. и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование — во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона — не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года установлена с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Пунктом 2 вышеназванного Постановления предусмотрено осуществление в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. Меры социальной поддержки в соответствии с указанным Постановлением предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении. Снижение объема мер социальной поддержки либо непредставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства. Таким образом, истица, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилой площади с отоплением и освещением.

Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Л.А. с 11.02.2005 года по 01.05.2014 года пользовалась льготами, как медицинский работник, согласно Областного закона N 274-ЗС от 17.01.2005 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». К.Л.А. пенсионерка, что подтверждено удостоверением N 076980 от 25.03.2014 года. Трудовой стаж К.Л.А. в сельской местности в Усть-Донецкой…., согласно трудовой книжке, составляет более 20 лет, с 02.10.1992 года по 08.04.2014 года.

Указанные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела, а потому на оценку законности судебного решения не влияют.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 24 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ «УСЗН администрации Усть-Донецкого района» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *