В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет отказано правомерно, поскольку заявитель, уволенный с должности муниципальной службы по основанию соглашение сторон, права на пенсию за выслугу лет как лицо, замещавшее должности муниципальной службы, не имеет.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 25.08.2014 по делу N 33-11488/2014

Судья Щетинина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,

Судей Алешиной Е.Э., Корниенко Г.Ф.,

при секретаре Л.,

рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Г. к Администрации г. Новочеркасска, Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе Г. на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 20 июня 2014 года

установила:

Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новочеркасска, Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска о защите пенсионных прав, на том основании, что ее стаж муниципальной службы составляет 18 лет 07 месяцев 08 дней. 30.03.2006 истец была уволена по соглашению сторон, согласно п. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации.

В начале 2014 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет, однако решением заседания комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от 24.01.2014 г. ей было отказано, на том основании, что в пп. 2 п. 1 ст. 1 Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, утвержденного Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 23.12.2008 года N 513 отсутствует основание увольнения с муниципальной службы как «увольнение по соглашению сторон».

Полагая отказ ответчика в назначении ей муниципальной пенсии за выслугу лет неправомерным, истец просила суд признать незаконным решение комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от 24.01.2014 г. (протокол N 2) об отказе ей в установлении права на муниципальную пенсию за выслугу лет, признать за нею право на установление муниципальной пенсии за выслугу лет, обязать ответчика назначить и выплатить ей такую пенсию с момента обращения в Администрацию г. Новочеркасска.

В судебном заседании Г. на исковых требованиях настаивала.

Представитель Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска В. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Администрации г. Новочеркасска П. также возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 20.06.2014 года в удовлетворении исковых требований Г. отказано.

Постановляя решение, суд руководствовался положениями ст. 12 Конституции РФ, Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» N 25-ФЗ от 02.03.2007 г., Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Областного закона Ростовской области «О муниципальной службе в Ростовской области», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывал Решение городской Думы г. Новочеркасска от 23.12.2008 N 513 «Об утверждении Положения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы» и исходил из того, что решение об отказе в назначении истцу муниципальной пенсии за выслугу лет, принято в пределах полномочий, не противоречит законодательству более высокого уровня правового регулирования, в связи с чем, содержащееся в нем положение, не предусматривающее право на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, уволенным по соглашению сторон, подлежит обязательному исполнению.

В апелляционной жалобе Г. содержится просьба об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Апеллянт не согласна с выводом суда о том, что основание ее увольнения «по соглашению сторон» не дает права на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет. При этом апеллянт фактически повторяет доводы, изложенные в обоснование исковых требований, указывая, что такое основание увольнения не может служить основанием к отказу в праве на назначение муниципальной пенсии, поскольку не является компрометирующим.

В возражениях на апелляционную жалобу представители Администрации г. Новочеркасска по доверенности М. и УТСР г. Новочеркасска по доверенности П.С. Башняк, повторно излагают обстоятельства дела и правовое обоснование своих доводов, считают, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и оснований для его отмены не имеется.

В заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

Согласно ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены в статье 330 ГПК Российской Федерации. Таких оснований, судебная коллегия не усматривает.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Г. с 14.03.1983 года по 30.05.1989 года замещала должность…; с 08.11.1993 г. по 31.05.1995 г. замещала должность… Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска; с 01.06.1995 г. по 31.08.1998 г. замещала должность…. Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска; с 01.09.1998 г. по 30.03.2006 г. замещала должность…. Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска.

Стаж муниципальной службы истца составляет более 18 лет 07 месяцев. 30.03.2006 года Г. уволена со службы на основании п. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации (по соглашению сторон).

Поводом обращения Г. в суд с настоящим иском явилось Решение комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от 24 января 2014 года об отказе в назначении муниципальную пенсию за выслугу лет.

Постановляя решение об отказе в удовлетворении исковых требований Г., суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что Г., уволенная с должности муниципальной службы, по основанию «соглашение сторон», права на пенсию за выслугу лет, как лицо, замещавшее должности муниципальной службы, не имеет.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст. 39 Конституции Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В соответствии с п. 12 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Из анализа вышеприведенных норм, следует, что условия предоставления права муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами (ч. 1). Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 3).

В соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области от 15.02.2008 N 872-ЗС (ред. от 05.07.2013) «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области», право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Областным законом имеют лица, замещавшие на 20 февраля 1997 года и (или) позднее:

1) не менее трех лет на профессиональной постоянной основе государственные должности Ростовской области и получавшие денежное содержание за счет средств областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением их полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с совершением ими виновных действий;

2) государственные должности государственной службы Ростовской области, при наличии стажа государственной службы Ростовской области, дающего право на государственную пенсию за выслугу лет, не менее 15 лет и при увольнении с государственной службы Ростовской области до 1 февраля 2005 года по следующим основаниям:

а) ликвидация органов государственной власти Ростовской области, иных государственных органов Ростовской области, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ростовской области, областными законами (далее — государственные органы);

б) сокращение штата или численности государственных служащих Ростовской области в государственных органах или их аппаратах;

в) увольнение с должностей, учреждаемых в установленном федеральным и областным законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

г) достижение предельного возраста, установленного законом для замещения государственной должности государственной службы Ростовской области;

д) обнаружившееся несоответствие замещаемой государственной должности государственной службы Ростовской области вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы Ростовской области;

е) увольнение по собственному желанию;

ж) перевод государственного служащего Ростовской области с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность;

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения ежемесячной пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии является основание увольнения.

Из материалов дела следует, что Г., будучи…. Управления труда и социального развития Администрации города Новочеркасска, и имея стаж муниципальной службы более 18 лет, 30.03.2006 была уволена со службы на основании п. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации (по соглашению сторон).

Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку основанием увольнения Г. с должности муниципальной службы явилось соглашение сторон, право на получение пенсии за выслугу лет у нее не возникло, а потому оснований для признания решения комиссии по вопросам стажа муниципальной службы для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет от 24.01.2014 г. (протокол N 2) об отказе в установлении права на муниципальную пенсию за выслугу лет незаконным у суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 20 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *