Исковые требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворены, поскольку истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-10980/2014

Судья: Бородько Л.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Зинкиной И.В.,

судей Филиппова А.Е., Немирова А.В.,

с участием прокурора Черновой Е.В.,

при секретаре С.

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Филиппова А.Е. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2014 года, которым

установила:

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Г. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону,, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Г. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях составом семьи один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить (ФИО)5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2014 года исковые требования Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону удовлетворены в полном объеме.

Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить (ФИО)5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону в лице представителя по доверенности П. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального права.

По мнению апеллянта, Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались права сироты Г. так как все действия Администрации г. Ростова н/Д строго регламентированы действующим законодательством, как федеральным, так и законодательством субъекта РФ — Ростовской области, которым закреплен механизм реализации Федерального закона. При вынесении обжалуемого решения, суду следовало руководствоваться не только ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», но и Областным законом от 22.06.2006 года N 499 -ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановлением Правительства Ростовской области от 7.03.2013 года N 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области» от 25.06.2012 года N 359, которым определен порядок осуществления этих полномочий.

Указывает, что на момент вынесения решения суда Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилом фонде для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1.01.2013 года изменен предусмотренный ФЗ от 6 октября 1999 года N 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные функции относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности.

Полагает, что обязанность обеспечить жилым помещением Г. возникнет у Администрации г. Ростова-на-Дону только после предварительного и равноценного финансового обеспечения государственного полномочия в отношении конкретного сироты.

С учетом доводов жалобы просит изменить обжалуемое решение, обязав Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделенных на эти цели Правительством Ростовской области, предоставить Г. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления.

Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Г., мнение прокурора Черновой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Г., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом: семьи один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.

До настоящего времени Г. жильем не обеспечена.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.06.2006 г. N 449-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 г. N 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» в ред. Постановления от 07.03.2013 г. N 125, пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца, законности заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает его законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.

Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.

Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Суждения апеллянта относительно того, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области неверны по следующим основаниям.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оценка доказательствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2014 года — оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *