Иск о возложении обязанности возместить расходы на оплату лекарств удовлетворен, поскольку обстоятельство, что лекарственные препараты приобретены истцом после истечения срока действия программы реабилитации пострадавшего, не может нарушать его права и законные интересы на получение медицинской помощи, поскольку приобретение лекарственного препарата производилось истцом на основании рецепта лечащего врача.

Определение Приморского краевого суда от 27.08.2014 по делу N 33-7524

Судья: Приказчикова Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лозенко И.А.,

судей Марченко О.С., Павлуцкой С.В.,

с участием прокурора Комаровой О.Н.,

при секретаре И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Государственному учреждению — Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 о возложении обязанности возместить расходы на оплату лекарств,

по апелляционной жалобе истицы К.

на решение Партизанского городского суда Приморского края от 27 мая 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя ответчика М.Ю., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что является инвалидом 2 группы в связи с профессиональным заболеванием, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обратилась к ответчику с просьбой оказать государственную услугу по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая в части оплаты расходов на приобретение лекарств путем перечисления денежных средств на ее лицевой счет. Для этого она подала заявление ответчику с приложением необходимых документов. Письмом ГУ — Приморского регионального отделения ФСС РФ филиала N 5 ей было отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что возмещение расходов на оплату лекарств производится на основании действующей программы реабилитации, а ее программа реабилитации от 09 октября 2012 года действовала до 01 ноября 2013 года, предоставленные ею документы (рецепты, кассовый чек, счет-фактура) получены после окончания действия ПРП (20 ноября 2013 года) и не могут быть оплачены. Истица не согласна с данным ответом, поскольку ее состояние здоровья не улучшилось, согласно справке от 24 февраля 2014 года и медицинскому заключению профессионального заболевания от 24 марта 2014 года у нее подтвержден диагноз «… заболевание профессиональное». В 2014 года истица получила программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, срок проведения до 01 апреля 2015 года, в которой в графе лекарственные средства указаны те же самые лекарства, что и прежде, то есть объективно она всегда нуждалась в лекарственных средствах, по рецепту врача и само по себе обстоятельство того, что истек срок действия очередной программы реабилитации, не может служить, по ее мнению, основанием для отказа в оплате стоимости лекарств, так как значимым обстоятельством по делу является только факт нуждаемости в лекарственных препаратах. Просила суд взыскать с ответчика расходы на оплату лекарств в сумме 5164 руб.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что из-за плохого самочувствия, а потом из-за того, что уехала в санаторий «Трускавец» за свой счет, она несвоевременно (в 2014 году) переоформила ПРП.

Представитель ответчика по доверенности Б. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие действующей Программы реабилитации пострадавшего у истицы на момент приобретения ею лекарств, стоимость которых она просит оплатить.

Суд, с учетом мнения прокурора, полагавшего требования, не подлежащими удовлетворению, вынес указанное выше решение, с которым не согласилась истица, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.

Истица на заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика М.М. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы — несостоятельными.

Прокурор считала решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, К. является инвалидом 2 группы в связи с профессиональным заболеванием.

Истица обратилась в филиал N 5 ГУ Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению обеспечения в виде оплаты дополнительных расходов на приобретение лекарств на сумму 5164 руб., в удовлетворении которого ответчиком было отказано, в связи с тем, что лекарственные средства были приобретены К. за пределами срока действия программы реабилитации, являющейся основанием для возмещения расходов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют законные основания для возмещения расходов, понесенных истицей на приобретение лекарственных препаратов, со стороны ответчика нарушения прав истицы не допущено.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда ошибочным, сделанным с существенным нарушением норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ влечет за собой отмену решения.

Статья 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно абзацу 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Поскольку указанные расходы отнесены к одному из видов обеспечения по страхованию, то в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ, обязанность по их выплате возложена на Фонд социального страхования РФ.

При этом судебная коллегия учитывает, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Государственное учреждение — Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, а не указанный истицей филиал N 5, поскольку в силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Обязательным условием такой компенсации в силу положений абзаца 1 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ является подтверждение учреждением медико-социальной экспертизы того факта, что в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания работник нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в соответствующем виде помощи (обеспечения).

Нуждаемость пострадавшего в приобретении лекарственных препаратов определяется необходимостью их использования регулярно на длительное время.

Условия, размеры и порядок оплаты расходов на лечение определены в Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года N 286.

В соответствии с пунктом 5 Положения решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее — программа реабилитации пострадавшего).

Согласно пункту 22 Положения оплата расходов на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Материалами дела подтверждается, что программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 09.10.2012, разработанной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Бюро медико-социальной экспертизы N 18, подтверждена необходимость приема истицей в течение года следующих лекарственных препаратов: Салметерол+фултиказона пропионат (мультидиск) 50/250 12 флаконов; Ипратропия бромид 200 доз 6 флаконов; Дексаметазон 4мг 40 капсул; Амбраксол 30 мг 90 таблеток; Ф. 120 мг 120 таблеток; Д. 5 мг 120 таблеток; натрия хлорид 0,9% 200 20 флаконов. Указанная программа реабилитации действует до 01.11.2013.

К. 20.11.2013 были приобретены лекарственные средства: Салметерол+фултиказон 60 доз 1 упаковка на сумму 1590 руб., Ипратропия бромид 1 упаковка на сумму 439 руб., Д. 5 мг 3 упаковки на сумму 560 руб., Ф. 120 мг N 10 3 упаковки на сумму 1455 руб., всего на общую сумму 5164 руб. на основании рецептов ГКБУЗ «Партизанская городская больница N 1» от 20.11.2013.

В силу пункта 5.2 «Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение», утвержденного Минтрудом РФ 19.04.2000 N 2726-АО, Минздравом РФ 18.04.2000 N 2510/4245-23, ФСС РФ 18.04.2000 N 02-08/10-943П, оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.

Об этом же сказано в совместном Письме Минздрава Российской Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/10-2693П от 9 января 2002 года «О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов». В этом Письме указано, что дополнительные расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются страховщиком также в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения.

Нуждаемость истицы в лекарственных препаратах подтверждается рецептами ГКБУЗ «Партизанская городская больница N 1».

То обстоятельство, что лекарственные препараты приобретены К. 20 ноября 2013 года, то есть после истечения срока действия программы реабилитации пострадавшего, не может нарушать ее права и законные интересы на получение медицинской помощи, поскольку приобретение лекарственного препарата производилось истицей на основании рецепта лечащего врача.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что понесенные К. расходы на приобретение лекарств в размере 5164 руб. подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 27 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования К. удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения — Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу К. расходы на приобретение лекарственных препаратов в сумме 5164 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *