В иске о восстановлении срока принятия наследства отказано, так как истицей не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя, а также доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации ею наследственных прав, в установленный законом срок.

Определение Приморского краевого суда от 20.08.2014 по делу N 33-7241

Судья: Хрещатая С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Крайниковой Т.В.

судей Марченко О.С., Павлуцкой С.В.

при секретаре Б.О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ж. к администрации Пограничного городского поселения о восстановлении срока принятия наследства,

по апелляционной жалобе истицы Ж.

на решение Пограничного районного суда Приморского края от 05 июня 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Марченко О.С., судебная коллегия

установила:

Ж. обратилась в суд с иском к администрации Пограничного городского поселения, в обосновании указав, что является дочерью О., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Его супруга Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти осталось наследство: дом, расположенный в <адрес>. В указанном доме проживал сын К., который длительное время находился в местах лишения свободы, потом болел тяжелой формой туберкулеза, в связи с чем, истица не решала вопрос оформлении наследства. В марте 2014 года К. умер. Поскольку других наследников не имеется у Н., просила суд восстановить срок принятия наследства.

Истица в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, суду показала, что других наследников не имеется. Периодически в доме проживал К., в настоящее время в доме проживают посторонние люди. О том, что после смерти мачехи остался дом она знала, но во владение домом не вмешивалась.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, где просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась истица, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Истица на заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика на заседание суда апелляционной инстанции не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мачеха истицы Н. После ее смерти осталось наследство в виде домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для восстановления истице срока на принятие наследства, оставшегося после смерти Н., не имеется.

Судебная коллегия находит такое суждение по делу верным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ «О введении в действие части ей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса РФ введена в действие с 01 марта 2002 года.

В соответствии с положениями статьи 546 ГК РСФСР наследник признавался принявшим наследство, когда он в течение шести месяцев после его открытия фактически вступил во владение наследственным имуществом или подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Срок для принятия наследства, установленный статьей 546 ГК РСФСР мог быть продлен судом, если он признавал причины пропуска срока уважительными (статья 547 ГК РСФСР).

Вместе с тем, положения статей 532 и 548 ГК РСФСР не предусматривали право падчерицы наследовать после смерти мачехи.

Положениями статьи 6 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 — 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.

Доказательства принятия наследства после смерти Н. наследниками по закону, указанными в статьях 532 и 548 ГК РСФСР в материалах дела отсутствуют, в связи с чем выводы суда о фактическом принятии наследства сыном умершей К. являются ошибочными.

Однако, данное обстоятельство не повлекло за собой принятие судом неправильного решения.

В связи с непринятием наследства наследниками по закону до введения в действие части 3 ГК РФ истица, как падчерица умершей, являющаяся в силу пункта 2 статьи 1145 ГК РФ наследницей 7 очереди, имела право на принятие наследства, открывшегося после смерти Н. в срок до 01 октября 2002 года.

В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется, по общему правилу, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического принятия наследства.

Согласно пункту 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято одним из указанных способов в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.

По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (пункт 1 статьи 1155 ГК РФ).

Приведенная норма пункта 1 статьи 1155 ГК РФ предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства, когда наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, то есть о смерти наследодателя (статья 1113 ГК РФ) либо, хотя и знал об открытии наследства, но пропустил срок по другим уважительным причинам, которые препятствовали ему в установленном порядке выразить свою волю на принятие наследства.

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом; не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.

Вместе с тем истицей в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства после смерти О., а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации ею наследственных прав в установленный законом срок.

Ссылки в жалобе на то, что истица фактически приняла наследство после смерти мачехи, однако данное обстоятельство не было учтено судом при рассмотрении дела, по мнению судебной коллегии, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку с заявлением об установлении факта принятия наследства истица к суду не обращалась, вопрос о совершении ею действий, направленных на фактическое принятие наследства, не являлся предметом рассмотрения по настоящему спору и не подлежал судебной оценке.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пограничного районного суда Приморского края от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Ж. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *