Справка по проверке практики исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях судьями федеральных судов и мировыми судьями Пермской области

Проверка работы федеральных судов и мировых судей по исполнению судебных постановлений по делам об административных правонарушениях проводилась в мае 2005 года в соответствии с планом работы президиума Пермского областного суда на 1-е полугодие 2005 года.

Проверка проводилась выборочно, проверялась работа судей Мотовилихинского районного суда г. Перми, Ленинского районного суда г. Перми, Кировского суда г. Перми и мировых судей судебных участков N 13 и 15 Кировского района г. Перми, мировых судей судебных участков N 39 и 40 Свердловского района г. Перми, Краснокамского районного суда Пермской области и мировых судей судебных участков N 63 и 64 Краснокамского района Пермской области.

В соответствии со ст. 31.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Согласно ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления к исполнению возлагается на судью в том случае, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено судьей. Под обращением к исполнению понимается направление судьей копии постановления органу, должностному лицу, уполномоченному исполнить данное постановление. Приводится в исполнение вынесенное постановление уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 30.4 КоАП РФ).

По каждому виду административного наказания законом определен порядок его исполнения. Целью проведенной проверки было выяснить: все ли необходимые меры принимаются судьями федеральных судов и мировыми судьями для того, чтобы обеспечить своевременное исполнение принятых ими постановлений о наложении административных взысканий.

В п. 10.1.10 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (далее — Инструкция), перечислено, при выполнении каких действий и получении каких сведений от надлежащих органов дело об административном правонарушении считается законченным и подлежит списанию в архив.

В целом необходимо отметить, что работа судьями по исполнению принятых судебных постановлений по делам об административных правонарушениях ведется, большинство принятых постановлений исполнено, однако необходимо отметить, что в ряде судов эта работа ведется недостаточно активно, из-за чего постановления длительное время неисполненными остаются на контроле и не передаются в архив либо контроль за их исполнением не осуществляется.

Как правило, в судах отдельно хранятся дела, постановления по которым исполнены и по которым не исполнены. Такой порядок позволяет лучше контролировать исполнение принятых постановлений. Однако у мировых судей на судебных участках N 63 и 64 Краснокамского района все рассмотренные административные дела за 2005 год хранятся вместе (и исполненные постановления, и неисполненные).

Меры, принимаемые судьями для исполнения принятых постановлений

Наказания, которым подвергают мировые судьи лиц, привлеченных к административной ответственности:

по большинству дел — в виде административного штрафа в размере установленного законом минимального размера оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного лицу;

административный арест;

очень редко — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификация лица, привлеченного к административной ответственности, предупреждение.

Наказания, которым подвергают судьи районных судов:

также по большинству дел — в виде административного штрафа;

лишение специального права, предоставленного лицу;

административный арест;

выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

предупреждение.

Административный штраф

По административному наказанию в виде штрафа действия судей должны соответствовать требованиям ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа, если не была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты. При неуплате привлеченным к ответственности лицом штрафа по истечении еще 30 дней, после окончания 30-дневного срока после вступления в законную силу постановления по административному делу, судья должен направить копию постановления о наложении административного штрафа судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.

Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должна быть представлена суду, приобщена к материалам дела. При принудительном исполнении постановления о наложении административного штрафа в материалы дела должны быть представлены от судебного пристава-исполнителя копии постановлений о возбуждении исполнительного производства, данные об удержании суммы штрафа, если взыскание производилось в принудительном порядке.

При поступлении квитанции об уплате штрафа или копии постановления с отметками судебного пристава-исполнителя об их принудительном взыскании дело об административном правонарушении считается законченным и подлежит списанию в архив (п.п. «в» п. 10.1.10 Инструкции). Мировые судьи и судьи федеральных судов при назначении штрафа и неуплате его в добровольном порядке в службу судебных приставов-исполнителей (далее — ССП) направляют копии постановлений по административным делам чаще всего своевременно.

На судебном участке N 39 Свердловского района г. Перми в ССП копия постановления направляется в среднем через 2 месяца с момента его вынесения, что соответствует требованиям закона. Исполнение уплаты штрафа контролируется.

Мировыми судьями судебных участков N 13 и 15 Кировского района г. Перми и судьями Кировского районного суда г. Перми направление копии постановлений по административным делам производится менее чем через 1 месяц с момента вынесения постановления, а дальнейший контроль за исполнением не ведется. Так, например, Кировским судом 28.06.2004 вынесено постановление о наложении штрафа в отношении Н., 30.08.2004 в ССП направлена копия постановления, в октябре 2004 года из ССП поступило сообщение о том, что 01.10.2004 возбуждено исполнительное производство. На момент проверки больше к материалам дела ничего не приобщено, запросы в службу судебных приставов не направлялись, контроль за исполнением не ведется, дело находится более полугода на контроле как неисполненное.

На судебных участках N 13 и 15 на момент проверки на контроле как неисполненные находились дела, постановления по которым приняты в начале 2004 года. Мировым судьей судебного участка N 15 04.03.2004 вынесено постановление о наложении штрафа 500 руб. в отношении К., в ССП копия постановления направлена 17.03.2004. Никаких сведений из ССП об исполнении либо невозможности исполнения нет, запросов в ССП не направлялось. Аналогичная ситуация по делам в отношении К., С., П., У. и др.

В Кировском районном суде не исполнены постановления в части взыскания штрафа по 12 делам в отношении иностранных граждан (дела К., С., Е., Г. и др.). По всем делам отсутствуют сведения о направлении в ССП копий постановлений о принудительном исполнении административных наказаний.

В Ленинском районном суде г. Перми исполнение принятых по административным делам постановлений контролируется. Причем в службу судебных приставов копии постановлений направляются для сведения сразу же после вынесения постановления. А через месяц, после вынесения постановления о взыскании штрафа, в ССП направляется копия для исполнения, хотя еще не истек срок для добровольной уплаты штрафа. При неисполнении постановления ССП в течение 1-2 месяцев в службу направляются запросы, напоминания, и при отсутствии ответов о длительном неисполнении ССП постановлений в известность ставится руководитель Федеральной службы судебных приставов. По материалам каждого дела можно увидеть работу и судьи, и секретаря, видно, какие меры приняты для своевременного исполнения постановления (дела в отношении П., Ч., С., К. и др.).

Проверка дел в Мотовилихинском районном суде г. Перми показала, что большинство постановлений о наложении штрафа исполняются в течение 10 дней после их вынесения. При назначении наказания в виде штрафа суд разъясняет привлеченному к ответственности лицу порядок добровольного исполнения постановления, при неисполнении в течение месяца, в срок ранее, чем установлено законом, направляет копию в ССП. На корочке каждого дела секретарем проставлена дата начала принудительного исполнения.

По нескольким делам, находящимся на контроле как неисполненные, имеются недоработки. По ряду дел, рассмотренных в отсутствие правонарушителя, нет сведений о направлении привлеченному к ответственности лицу копии постановления (2 дела в отношении В., С., Г.). Иногда в делах нет копий сопроводительных о направлении копии постановления лицу, привлеченному к ответственности, но имеется запись в справочном листе рукой секретаря о направлении копии. Однако такая запись в справочном листе не является доказательством того, что постановление направлено лицу.

В Краснокамском городском суде секретарем ведется журнал контроля уплаты штрафов, где записаны все дела, по которым вынесены постановления о взыскании штрафа. Однако длительное время на контроле находятся дела, постановления по которым приняты в 2004 году (дела Р., постановление от 01.09.2004, О., постановление от 15.10.2004, Б., постановление от 21.09.2004, Х., постановление от 30.08.2004, и другие), но в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о направлении в ССП копий постановлений для исполнения, запросов об исполнении и, соответственно, сведений об исполнении наказаний. Аналогичная ситуация встречается по ряду дел на судебных участках N 63 и 64 Краснокамского района.

При невозможности удержания суммы штрафа представляется правильным, что списание дела в архив должно производиться после получения от судебных приставов-исполнителей данных о невозможности взыскания и возврате копии постановления.

Лишение специального права

Согласно ст. 32.5 КоАП РФ постановление судьи о лишении права управления транспортным средством исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Постановление судьи о лишении права управления другими транспортными средствами исполняется должностными лицами соответствующих органов, осуществляющих соответствующий государственный надзор.

В силу ст. 32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения или иного документа.

Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права, а при уклонении лица от сдачи соответствующего удостоверения — со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ).

При назначении наказания в виде лишения специального права (по всем проверенным делам это было лишение права управления транспортным средством) судьи, как правило, в день вынесения постановления направляют в ГИБДД копию принятого постановления.

Поскольку оконченным и подлежащим списанию в архив считается дело по поступлении от органа Государственной инспекции безопасности дорожного движения сообщения об изъятии документа на право управления, в материалах административного дела должно иметься сообщение об изъятии тех специальных прав, которых лицо лишено. А этому должно предшествовать сообщение в уполномоченные органы о состоявшемся постановлении и направление этим органам копии постановления для исполнения.

Мировыми судьями судебных участков 39, 40 Свердловского района г. Перми после вступления в законную силу постановления в ГИБДД дополнительно направляется письмо о необходимости исполнения назначенного наказания.

Кировским районным судом г. Перми и мировыми судьями судебных участков N 13 и 15 Кировского района г. Перми контроль за исполнением постановлений органами ГИБДД о лишении права управления транспортными средствами велся не по всем делам. В ряде дел имеются лишь записи в справочном листе о направлении в ГИБДД копии постановления. Запросов об исполнении, напоминаний о необходимости исполнения, сообщений об исполнении в делах не имеется (например, дело мирового судьи судебного участка N 13 в отношении В., постановление вынесено 24.02.2005, в ГИБДД копия направлена 09.03.2005, сообщения об исполнении постановления нет, дело лежит на контроле как неисполненное, запросы не направлялись. Аналогичная ситуация по делам Р., К.).

Административные дела, рассмотренные мировыми судьями судебных участков N 63 и 64 г. Краснокамска, не находятся на контроле как неисполненные, хотя в материалах дела отсутствуют сведения о фактическом исполнении ГИБДД постановлений о лишении водителей водительских прав. Копии постановлений в ГИБДД направляются только для сведения.

В материалах некоторых дел, рассмотренных мировым судьей судебного участка 13 (дела И. и др.), вообще отсутствуют сведения о направлении в ГИБДД копии постановления.

Ленинский районный суд г. Перми сразу после вступления постановления в силу направляет в ГИБДД копию постановления для исполнения. Списывается дело в архив как исполненное лишь по поступлении от органов ГИБДД сообщения об исполнении. В случае непоступления ответа об исполнении в течение 2 месяцев в ГИБДД направляется запрос. Контроль за исполнением ведется постоянно.

Такая практика Ленинского районного суда представляется наиболее правильной.

Административный арест

В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ такая мера административного наказания, как административный арест, назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. В срок административного ареста должен засчитываться срок административного задержания. Арест назначается судьей.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание наказания осуществляется в порядке, установленном Положением «О порядке отбывания административного ареста», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 (ст. 32.8 КоАП РФ).

Дело считается исполненным (оконченным) и подлежит списанию в архив по поступлении сообщения от органа, ведающего исполнением ареста, сообщения о принятии постановления к исполнению (п.п. «а» п. 10.1.10 Инструкции).

Поскольку рассмотрение дел, влекущих административный арест, производится в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу, и арест, как правило, назначается лицам, к которым до рассмотрения дела судом уже применено задержание, суды после вынесения постановления не направляют в ОВД запросы, принято ли к исполнению постановление, а направляют лишь копию постановления, которой уведомляют о принятом постановлении по делу.

В том случае, когда арест назначается по длительности, совпадающей по времени с административным задержанием, судьи правомерно указывают в постановлении, что необходимо ограничиться отбытым наказанием. При таком положении не требуется исполнения постановления, а направление в ОВД копии постановления должно производиться только для сведения. Поэтому действия судей по списанию сразу после вынесения постановления в архив административных дел, по которым арест назначен в рамках уже отбытого административного задержания, являются правомерными. Так и поступают мировые судьи судебных участков 39 и 40 Свердловского района г. Перми.

Для правильного исчисления сроков задержания судье необходимо иметь в материалах административного дела протокол об административном задержании, составленный в порядке ст. 27.4 КоАП РФ. Как правило, судьи такими протоколами не располагают, а в принятых постановлениях просто указывают, что сроки административного ареста должны исчисляться со дня задержания, который совпадает с днем составления протокола, и в протоколе указан срок задержания.

Следует отметить, что ни в одном из проверенных дел нет сведений из органов внутренних дел о принятии постановления для исполнения и об исполнении постановления. Судьи списывают дела в архив по истечении срока назначения наказания и при отсутствии сообщения от органа внутренних дел о принятии постановления к исполнению и об исполнении.

Выдворение за пределы Российской Федерации

Данный вид наказания применяется судьями районных (городских) судов к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлеченным к административной ответственности по ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ. По санкциям ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ выдворение назначается в качестве дополнительной меры наказания и не может назначаться самостоятельно. Поэтому по всем делам выдворение было назначено в качестве дополнительной меры наказания к штрафу.

При назначении одновременно штрафа и выдворения за пределы РФ дело об административном выдворении считается законченным и подлежит списанию в архив только при условии получения сведений об исполнении обоих видов наказания или об исполнении выдворения и поступлении от судебного пристава-исполнителя данных о невозможности взыскания и возврате копии постановления.

Как показало изучение дел, при назначении иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлеченным к ответственности по ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ, штрафа и выдворения наказание в виде штрафа чаще всего остается неисполненным, поскольку у этих граждан отсутствуют средства как на оформление документов на право проживания и на выезд из Российской Федерации, так и для уплаты штрафа.

Тем не менее, поскольку по данной категории дел лица подвергаются и основному, и дополнительному наказанию, копия принятого по делу постановления должна направляться в органы, ведающие исполнением конкретных видов наказаний: по штрафу — в ССП, по выдворению — в паспортно-визовое управление УВД Пермской области. Очень часто в ССП не направляются копии принятых постановлений, объясняется это тем, что все равно штраф взыскан не будет. Ни в одном из проверенных в судах дел нет сведений из ССП об исполнении постановления в части взыскания штрафа по данной категории дел.

П. 5 ст. 32.10 КоАП РФ предусмотрено, что до административного выдворения за пределы РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда может содержаться в специальных помещениях, предусмотренных ст. 27.6 настоящего Кодекса.

По всем проверенным делам при назначении наказания в виде выдворения было определено, что до исполнения постановления правонарушителей следует содержать в специальных учреждениях. Приказом начальника ГУВД Пермской области от 11.06.2004 определено место содержания лиц, которым назначено наказание в виде выдворения, — приемник-распределитель для административно задержанных лиц при ГУВД Пермской области (далее — приемник-распределитель).

В силу ст. 32.9 КоАП РФ как мера наказания административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, назначаемое судьей, исполняется органами внутренних дел.

В п. 13.6 Наставлений о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденных Приказом МВД РФ от 11.08.1998 N 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в редакции Приказа от 13.01.2003, указано, что исполняются постановления о выдворении сотрудниками паспортно-визовых подразделений. В Пермской области исполнение таких постановлений производится паспортно-визовым управлением ГУВД Пермской области.

Поэтому после вступления постановления в законную силу копия его должна направляться судьей для исполнения органу, ведающему вопросами исполнения выдворения, то есть в паспортно-визовое управление ГУВД Пермской области, а не ОВД района (города).

Наиболее распространенная ошибка судов в том, что после вынесения постановления копии постановления в паспортно-визовое управление не направляются. Кировский районный суд г. Перми копии принятых постановлений направляет в ОВД Кировского района г. Перми, в делах Краснокамского городского суда данных о направлении для сведения или исполнения копий постановлений ни в паспортно-визовое управление, ни в ОВД г. Краснокамска не имеется. Ленинский районный суд г. Перми копии состоявшихся постановлений в ПВУ направляет в день вынесения постановления или на следующий.

Поскольку содержатся административно выдворенные в приемнике-распределителе, представляется правильным, когда в приемник-распределитель будет направляться копия состоявшегося постановления, причем сразу же после его вынесения. Законом данный вопрос не урегулирован, и, к сожалению, суды этого не делают.

Данных об исполнении постановлений о выдворении в материалах дел Мотовилихинского, Кировского районных судов г. Перми и Краснокамского городского суда нет. Отсутствовали на момент проверки и запросы этих судов в ПВУ ГУВД Пермской области об исполнении.

В материалах дел, рассмотренных Ленинским районным судом г. Перми, данные об исполнении выдворения имеются, причем согласно данным ПВУ ГУВД Пермской области исполнение выдворения часто производится до вступления постановления в законную силу. Так, например, постановления в отношении Х. и К. были вынесены судом 19.10.2004, по поступившему сообщению из ПВУ Пермской области выдворение было исполнено в этот же день; в отношении Г. постановление вынесено 18.02.2005, исполнено 20.02.2005, К. — постановление от 10.02.2005 исполнено 13.02.2005.

В настоящее время Кировским и Краснокамским судами направлены запросы об исполнении постановлений в отношении лиц, выдворенных с территории РФ, и в ПВУ ГУВД Пермской области, и в ССП. По сообщению председателей судов, исполнение выдворения произведено почти в отношении всех лиц, привлеченных к ответственности.

Дисквалификация

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация как мера административного наказания встретилась по 1 делу, по которому А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (с/у 64 г. Краснокамска). Данных об исполнении данного постановления в деле не имеется, и копия постановления судом никуда не направлялась. Это связано с тем, что действующий закон до настоящего времени не позволяет реально проконтролировать исполнение постановления.

Статьей 32.11 КоАП РФ установлено, что постановление о дисквалификации должно немедленно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Законом определено, что только после вступления в законную силу постановления судьей копия его должна направляться в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, установлено Министерство внутренних дел РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» с изменениями от 02.08.2005 реестр формируется и ведется МВД РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениям) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами уполномоченным органам по месту вынесения постановления.

В настоящее время в МВД РФ определено, что служба по формированию и ведению реестра будет создаваться в составе информационных центров при ГУВД областей. Пока эта служба не создана.

Несмотря на это, судам рекомендуется направлять в ГУВД Пермской области (информационный центр) копии постановлений для исполнения и возможности получения заинтересованными лицами сведений о конкретных дисквалифицированных лицах.

Ранее органом, где велся реестр дисквалифицированных лиц, была назначена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В Пермской области Государственная инспекция по труду по Пермской области неофициально обладает сведениями о дисквалифицированных лицах, однако вести реестр дисквалифицированных лиц не обязана.

Предупреждение

Это наиболее распространенная мера наказания.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение выражается в официальном порицании лица, привлеченного к ответственности. Выносится в письменной форме.

Ст. 32.1 КоАП РФ определено, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

Момент получения копии постановления является моментом исполнения самого постановления.

В случае если постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено в отсутствие лица, привлеченного к ответственности, моментом исполнения постановления будет считаться момент получения копии постановления.

Для исполнения таких постановлений их копии никому направлять не нужно.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация предметов или орудия правонарушения

Согласно ст. 3.6 КоАП РФ возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В силу ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Возмездное изъятие и конфискация назначаются судьей.

Эти оба вида назначенных наказаний в соответствии со ст. 32.4 исполняются судебными приставами-исполнителями, а возмездное изъятие или конфискация оружия и боевых припасов — органами внутренних дел. В эти органы судьи и должны направлять копии принятых постановлений.

По изученным делам наказаний в виде возмездного изъятия и конфискации судьями не назначалось.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению законному владельцу, собственнику, а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

Исполненным и подлежащим списанию в архив дело считается по поступлении от органа, ведающего исполнением конфискации или изъятия, сообщения об исполнении.

Устное замечание не является видом административного наказания по делу, однако применяется судьями достаточно часто (судьями Ленинского районного суда г. Перми по ст. 14.10, 17.3, 15.4, 15.5, 15.6 ч. 1 КоАП РФ, мировыми судьями судебных участков 13, 15 Кировского района г. Перми по ст. 15.5 и 15.6 ч. 1, судьями Краснокамского районного суда Пермской области по ст. 15.16 КоАП РФ).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Устное замечание не влечет для нарушителя каких-либо юридических последствий.

Поскольку устное замечание не является административным наказанием, исполнения его не требуется. По своей сути замечание — это констатация совершения лицом факта правонарушения, и носит исключительно моральный и воспитательный характер. Устное замечание объявляется лицом или органом, рассматривающим дело, непосредственно после его рассмотрения. При отсутствии лица при рассмотрении дела объявление ему устного замечания невозможно, однако поскольку лицо, в отношении которого рассматривалось дело, должно быть поставлено в известность о принятом решении, лицу, освобожденному от наказания, просто должна направляться копия постановления судьи.

Дело об административном правонарушении подлежит списанию в архив сразу после провозглашения постановления или направления лицу, в отношении которого рассматривалось дело, копии постановления.

В силу ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Истечение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания влечет прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли постановление о назначении административного наказания.

О прекращении исполнения постановления должно выноситься постановление. По проверенным делам ни одного постановления о прекращении исполнения ввиду истечения срока судьями не выносилось, хотя в материалах дел имелись сведения об исполнении постановления; дела, как исполненные, списаны в архив.

Передача исполненных административных дел в архив должна производиться по резолюции председателя суда или судьи (п. 10.1.11 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде). Данное требование выполняется, как правило, дела в архив передаются по резолюции судей, принявших постановление по делу.

Своевременность передачи дел в архив не всегда контролируется. По ряду дел, рассмотренных судьей судебного участка 13 Кировского района г. Перми, на момент проверки истекли сроки исполнения наказания, следовательно, дела подлежали списанию в архив, однако они находились на контроле как неисполненные при отсутствии данных об их исполнении (дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ; Е. по ст. 20.21 КоАП РФ; С. по ст. 20.21 КоАП РФ и др.). Аналогичная ситуация на судебных участках 15, 17 Кировского района г. Перми, судебном участке 63 Краснокамского района.

Судебная коллегия по гражданским делам
Пермского областного суда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *