По результатам изучения практики рассмотрения районными судами г. Перми вопроса об изменении способа исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений на взыскание денежных средств на его приобретение

Справка Пермского областного суда от 21.10.2005

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

По Жилищному кодексу РСФСР граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов (ст. 10 и 28).

Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., устанавливает следующий порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 49).

Из муниципального жилищного фонда по общему правилу обеспечиваются только малоимущие граждане, признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

С введением в действие ЖК РФ отменяется льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, за исключением следующих случаев:

1) внеочередного предоставления жилых помещений, которое установлено ч. 2 ст. 57;

2) специального, в том числе льготного, порядка предоставления жилых помещений в жилищных фондах Российской Федерации или жилищном фонде субъекта Российской Федерации определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данным лицам жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с ЖК РФ (ст. 57):

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

По федеральному законодательству право на внеочередное предоставление жилых помещений имеют:

— судьи (ст. 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»);

— инвалиды I группы: Великой Отечественной войны, боевых действий на территориях других государств (ст. 14 Федерального закона «О ветеранах»);

— граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа от услуг указанного учреждения, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение (ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ);

— родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный — несовершеннолетний в возрасте до 18 лет — проживает совместно с ними (ст. 18 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ).

В соответствии с законодательством Российской Федерации вне очереди (но не позднее трех месяцев со дня обращения) обязаны предоставить жилые помещения реабилитированным гражданам.

При организации семейного детского дома лицам, назначенным родителями-воспитателями, для совместного проживания с переданными им на воспитание детьми предоставляется вне очереди индивидуальный жилой дом либо многокомнатная квартира. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (п. 11 Правил предоставления льгот инвалидам…).

В ст. 36 ЖК РСФСР содержался перечень лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ первоочередной порядок предоставления жилых помещений фактически не предусматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение данных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления. Это правило действует, если иной порядок для лиц, которым предоставляется жилье по договору социального найма, не указан в каком-либо законе, как это предусматривает ч. 3 ст. 49 ЖК РФ.

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

Поскольку ЖК РФ не предусматривает право определенных категорий граждан на первоочередное предоставление жилых помещений, следует признать возможным сохранение прежнего порядка в определенных случаях для лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., поскольку:

— граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 6 Федерального закона РФ N 189-ФЗ от 22 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»);

— жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Следовательно, для сохранения первоочередного порядка необходимо, чтобы соблюдались два условия:

1) такой порядок должен быть предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

2) предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Так, по действующему федеральному законодательству предоставление жилых помещений в первоочередном порядке предусмотрено:

— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней (ст. 5 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; ст. 3 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 18 декабря 1997 г. N 5-ФЗ; п. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Статуса ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» от 28 октября 1974 г.);

— инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств (ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ);

— участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территориях других государств (ст. 15, 16 Федерального закона «О ветеранах»);

— военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах по прибытии из указанных государств (ст. 5 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 г.);

— прокурорам и следователям — не позднее 6 месяцев (ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-ФЗ);

— лицам, принятым на службу в милицию, участковым инспекторам милиции — не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность (ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г.);

— всем категориям работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности (ст. 24 Закона РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., утратил силу с 01.01.2005);

— педагогическим работникам образовательных учреждений (ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ);

— некоторым категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14, 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г.);

— медицинским и фармацевтическим работникам и некоторым другим категориям граждан (ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.).

В жилищном законодательстве не предусматриваются преимущества какой-либо из перечисленных выше категорий первоочередников. Все они имеют одинаковое право на первоочередное получение жилья, если иное не предусмотрено законом или нормативным правовым актом.

Данные о рассмотрении вопроса об изменении способа исполнения решений районных судов г. Перми о предоставлении жилых помещений на взыскание денежных средств на их приобретение поступили из всех районных судов г. Перми.

За период с 2000 по 2005 г. в районных судах г. Перми рассмотрено 163 заявления граждан об изменении способа исполнения решений районных судов о предоставлении жилья на взыскание денежных средств на его приобретение.

В 2000 г. рассмотрено 4 заявления, все заявления были удовлетворены судом, постановленные судами определения в вышестоящий суд обжалованы не были, из них реально исполнено 3 определения, представитель ответчика — администрация г. Перми — участвовала при рассмотрении 3 заявлений.

В 2001 г. судами г. Перми рассмотрено 3 заявления об изменении способа исполнения решений о предоставлении жилых помещений, все заявления удовлетворены, вынесенные судами определения обжалованы в 2 случаях, 1 определение районного суда г. Перми об изменении способа исполнения решения отменено, 1 — оставлено без изменения, исполнено 1 определение, представитель ответчика принимал участие при рассмотрении 1 заявления об изменении способа исполнения решения суда.

В 2002 г. рассмотрено 5 заявлений об изменении способа исполнения решений о предоставлении жилых помещений, из них 4 заявления удовлетворены, 1 — оставлено без удовлетворения, вынесенные судами определения в вышестоящий суд обжалованы не были, исполнены 3 определения судов, представитель ответчика в рассмотрении заявлений об изменении способа исполнения решений участия не принимал.

В 2003 г. рассмотрено 49 заявлений об изменении способа исполнения решений судов о предоставлении жилья, из них удовлетворено 45, отказано в удовлетворении 3 заявлений, 1 заявление оставлено без рассмотрения в связи с неявкой в суд заявителей, не просивших о рассмотрении заявления в их отсутствии, по вторичному вызову, 3 определения были обжалованы в Пермский областной суд, из них отменено 2 определения, 1 — оставлено без изменения, исполнено 8 определений судов, представитель ответчика участвовал при рассмотрении 4 заявлений.

За 2004 г. судами г. Перми рассмотрено 44 заявления граждан об изменении способа исполнения решений судов о предоставлении жилья на взыскание денежных средств на его приобретение, из них удовлетворено 39, отказано в удовлетворении 5 заявлений; 9 определений обжалованы в Пермский областной суд, из них 4 определения отменены, 5 — оставлены без изменения, реально исполнены 20 определений, представитель администрации г. Перми участвовал при рассмотрении 8 заявлений.

За 2005 г. судами г. Перми рассмотрено 58 заявлений граждан об изменении способа исполнения решений судов о предоставлении жилья на взыскание денежных средств на его приобретение, из них удовлетворено — 53, отказано в удовлетворении 4 заявлений; 1 заявление оставлено без рассмотрения по существу, 8 определений обжалованы в Пермский областной суд, из них 2 определения отменены, 6 — оставлены без изменения, реально исполнены 18 определений, представитель администрации г. Перми участвовал при рассмотрении 4 заявлений.

Из представленных судами районов г. Перми сообщений следует, что в основной массе судами города Перми вынесены определения об изменении способа исполнения решений судов по делам, рассмотренным до введения в действие Жилищного кодекса РФ, т.е. до 1 марта 2005 г.

Требования о предоставлении жилья заявлены истцами по основаниям, изложенным в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (предоставление жилого помещения в связи с выселением из домов, грозящих обвалом), ст. 30 Закона РФ «О милиции» (обеспечение сотрудников милиции жилой площадью), ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение), ст. 44 Федерального закона РФ «О прокуратуре» (обеспечение прокуроров, следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями).

Удовлетворение требований об изменении способа исполнения решения о предоставлении жилого помещения на взыскание денежных средств на его приобретение мотивировано судами следующими основаниями:

1) отсутствием у ответчика — администрации г. Перми — свободного муниципального жилья;

2) ликвидацией в 2003 г. Управления капитального строительства администрации г. Перми и, как следствие, отсутствием у ответчика строящегося муниципального жилья;

3) отсутствием в бюджете г. Перми денежных средств на строительство и приобретение жилья для граждан;

4) отсутствием финансирования из федерального бюджета на строительство и приобретение жилья определенным категориям граждан;

5) невключением конкретных жилых домов в перечень ветхого жилья, подлежащего расселению в рамках Программы «Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 гг.», утвержденной решением Пермской городской Думы от 23 марта 2004 г., либо недостаточностью денежных средств, заложенных в бюджет для реализации указанной Программы;

6) длительным неисполнением ответчиком вступивших в законную силу решений судов при отсутствии каких-либо уважительных причин для этого;

7) проживанием истцов с семьями в ветхом жилье, непригодном для проживания.

При удовлетворении заявлений граждан об изменении способа исполнения решений о предоставлении жилых помещений на взыскание денежных средств на его приобретение, рассматриваемых после вступления в действие Жилищного кодекса РФ, т.е. после 1 марта 2005 г., судами давалась оценка возможности приобретения жилья в собственность граждан при своевременном исполнении ответчиком — администрацией г. Перми — возложенной на нее по судебным решениям обязанности по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющих право на внеочередное либо первоочередное предоставление жилых помещений (детям-сиротам, участковым уполномоченным ОВД, лицам, проживающим в ветхом, непригодном для проживания жилье), судами уточнялся вопрос о том, реализовывалось ли истцами право на получение жилых помещений в собственность путем приватизации ранее.

При этом суды исходили из того, что жилые помещения предоставлялись истцам по договору найма и на основании ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» они имели право на последующую приватизацию предоставленных по решению суда жилых помещений. Суды следующим образом мотивировали вывод о необходимости удовлетворения указанных заявлений:

а) «Учитывая право истцов на приватизацию квартиры, т.е. получения ее в собственность, суд считает возможным взыскать указанную сумму для приобретения квартиры в собственность»;

б) «То обстоятельство, что заявитель приобретает квартиру в собственность, не может служить основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения. Поскольку получив жилое помещение, заявитель вправе получить его в собственность путем последующей приватизации»;

в) «Суд не может принять во внимание доводы администрации г. Перми о том, что заявитель фактически просит изменить решение суда, а не способ его исполнения, т.к. решением суда на должника возложена обязанность по передаче жилого помещения в собственность взыскателя. При этом жилое помещение, предоставляемое гражданам на условиях договора найма после 1 марта 2005 г., приватизировано быть не может. Поскольку в данном случае обязанность администрации г. Перми предоставить А. жилое помещение возникла до 1 марта 2005 г., но решение о предоставлении жилья должником не исполнено, право А. как взыскателя по исполнительному производству нарушено».

Следует отметить, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений осуществляется на основе договора социального найма. На основании ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда РФ», в редакции Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г., не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

Учитывая указанные правовые нормы, изменение способа исполнения постановленных после 01.03.2005 судебных решений о предоставлении жилых помещений определенным категориям граждан на взыскание в их пользу денежных средств на приобретение жилья ограничивается изложенными нормами права.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 15 декабря 2004 г. на администрацию г. Перми возложена обязанность по предоставлению А. на семью из двух человек отдельной благоустроенной квартиры жилой площадью не менее 16 кв. м и дополнительной жилой площади в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. В обоснование принятого решения суд сослался на ст. 44 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» в редакции, действующей до 01.01.2005, согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 12 июля 2005 г. изменен способ исполнения указанного судебного решения, вместо предоставления жилого помещения с ответчика взыскано в пользу А. 1652000 руб.

При этом суд, изменяя способ исполнения решения, исходил из того, что исполнительный лист о предоставлении жилого помещения находится на исполнении ПССП Ленинского района г. Перми со 2 февраля 2005 г., до настоящего времени решение суда не исполнено ввиду отсутствия свободного муниципального жилья, администрацией г. Перми решение суда о предоставлении жилого помещения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, не исполнено.

Судом также со ссылкой на ст. 44 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» указано в определении, что жилое помещение взыскателю должно быть предоставлено за счет средств бюджета г. Перми с последующей компенсацией из средств федерального бюджета, но не из бюджета Пермской области.

Статья 44 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» в редакции, действующей с 01.01.2005, предусматривает, что прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам прокуратуры РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

До настоящего времени указанный Порядок Правительством РФ не определен.

Решением Кировского районного суда г. Перми от 7 мая 2004 г. на администрацию г. Перми возложена обязанность по предоставлению Ш. на семью из двух человек благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям в пределах нормы жилой площади не менее размера предоставления жилой площади гражданам г. Перми по договору социального найма. В обоснование заявленных требований истец Ш. указал, что он, являясь участковым уполномоченным Кировского ОВД г. Перми, имеет право на предоставление отдельной квартиры в первоочередном порядке, в течение 6 месяцев с момента вступления в должность, в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции», согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции — не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Определением Кировского районного суда г. Перми от 12 апреля 2005 г. изменен способ и порядок исполнения решения Кировского районного суда г. Перми от 7 мая 2004 г. по иску Ш. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения, с возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на взыскание с администрации г. Перми в пользу Ш. 842000 руб.

Основанием для изменения способа исполнения решения суда явилось длительное неисполнение ответчиком принятого судебного решения по причине отсутствия свободного муниципального жилья, отсутствия в бюджете г. Перми заложенных денежных средств на строительство муниципального жилья.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 5 июля 2005 г. частная жалоба администрации г. Перми об отмене определения Кировского районного суда г. Перми от 12 апреля 2005 г. оставлена без удовлетворения.

Поскольку в Законе РФ «О милиции» не предусмотрена возможность предоставления жилых помещений в собственность работникам милиции, а в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда РФ», в редакции Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г., не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., при изменении способа исполнения решения о предоставлении жилого помещения указанной категории граждан на взыскание денежных средств на его приобретение представляется возможным не реальная передача денежных средств от должника взыскателю, а исполнение решения суда путем заключения договора купли-продажи конкретного жилого помещения, стороной которого будет выступать соответствующее муниципальное образование, а не истец по делу. После чего орган местного самоуправления, приобретший жилое помещение, обязан передать указанное жилое помещение истцу по делу по иску о предоставлении жилья на условиях договора социального найма.

Определением Индустриального районного суда г. Перми от 10 ноября 2004 г. изменены способ и порядок исполнения решения Индустриального районного суда г. Перми от 23 апреля 2004 г. в части возложения обязанности на администрацию г. Перми по предоставлению благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте г. Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям: К. на семью из 3 человек — двухкомнатной квартиры жилой площадью не менее 24 кв. м, Т. на семью в составе 3 человек — двухкомнатной квартиры жилой площадью не менее 24 кв. м, Щ. на семью в составе 3 человек — двухкомнатной квартиры жилой площадью не менее 24 кв. м.

Взыскано с администрации г. Перми в пользу К., К., К. 741000 руб., в пользу Т., Т., Т. — 741000 руб., в пользу Щ., Щ., Щ. — 741000 руб.

Основаниями для удовлетворения требований взыскателей об изменении способа исполнения решения суда явилось его длительное неисполнение должником — администрацией г. Перми, отсутствие свободного муниципального жилья, отсутствие у администрации г. Перми строящегося муниципального жилья, отсутствие в бюджете г. Перми на 2004 г. заложенных денежных средств на строительство муниципального жилья. Кроме того, из письма департамента планирования и развития территорий г. Перми администрации г. Перми следовало, что дом N 5 по ул. Карпинского г. Перми, признанный решением Индустриального районного суда г. Перми от 23 апреля 2004 г. непригодным для проживания, не включен в перечень домов, подлежащих расселению в 2004 г.; вопрос о расселении граждан, проживающих в данном доме, должен быть решен при формировании перечня ветхого жилья на 2005-2006 гг.

В Свердловском районном суде г. Перми в основной массе определения об изменении способа исполнения решений по делам по искам застройщиков ОАО «Пермские моторы» и ОАО «ПНППК».

Основным мотивом изменения способа исполнения решений суда явилось отсутствие намерений администрации г. Перми исполнять принятые решения. В представленных определениях суда не всегда имеются ссылки на правовые основания возникновения у заявителей права на приобретение жилья на средства муниципалитета, возможность возникновения у заявителей права собственности на предоставляемое жилое помещение. Принятые определения мотивированы судом длительным неисполнением должником судебных решений, наличием сведений из соответствующего подразделения службы судебных приставов-исполнителей о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободного муниципального жилья и ведущегося жилищного строительства.

Отказ в удовлетворении заявлений об изменении способа исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений на взыскание денежных средств для его приобретения чаще всего мотивирован судами тем, что истцами представляются данные о среднерыночной стоимости благоустроенных квартир, а не конкретного жилого помещения, истцы требуют взыскать в их пользу стоимость жилого помещения, площадь которого не соответствует размеру площади жилого помещения, указанного в резолютивной части решения суда о предоставлении жилого помещения, и др.

Так, определением Дзержинского районного суда г. Перми Д. отказано в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от 13 марта 2003 г., которым на администрацию г. Перми возложена обязанность по выделению администрации Дзержинского района г. Перми для предоставления семье Д., состоящей из пяти человек, по договору социального найма отдельной благоустроенной квартиры по нормам предоставления жилой площади, предусмотренным в г. Перми. Дополнительным решением Дзержинского районного суда г. Перми от 10 июля 2003 г. на администрацию Дзержинского района г. Перми возложена обязанность по выдаче Д. и его семье ордера на выделенное администрацией г. Перми жилое помещение. Право Д. на предоставление жилого помещения обосновано судом ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ), согласно которой военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями — при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявления Д. об изменении способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, суд указал, что порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, в первую очередь предусмотрен в Федеральном законе РФ «О статусе военнослужащих». Этот порядок предусматривает несколько вариантов обеспечения жильем. Такого варианта как предоставление денежных средств (наличных) на покупку (строительство) жилья в размере 100% его стоимости в административном центре субъекта РФ за счет средств бюджета муниципального образования указанный Закон либо другие законодательные акты не предусматривают. Кроме того, суд указал, что требования Д. противоречат бюджетному законодательству, а именно п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому в законодательных и иных нормативных актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства РФ, по уровням бюджетной системы РФ. При этом все расходные полномочия, касающиеся вопросов социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, все расходные полномочия, касающиеся финансирования обеспечения жильем указанной категории граждан, отнесены в федеральный бюджет. На органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления такие обязанности не возложены. Поэтому финансовые требования могут предъявляться лишь к федеральному бюджету, а удовлетворение требований Д. и исполнение решения суда от 13 марта 2003 г. за счет расходов, предусмотренных на иные нужды, деформируют бюджетный процесс, негативно повлияют на достижение целей государственного планирования.

Представляется, что указанная позиция суда по данному делу не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения.

Судебная коллегия по гражданским делам
Пермского областного суда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *