Требование о возложении обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворено правомерно, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Определение Пермского краевого суда от 11.08.2014 по делу N 33-6775А

Судья Томашевич Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Фомина В.И. и Пьянкова Д.А. при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда от 15.05.2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края в интересах П. удовлетворить.

Обязать Правительство Пермского края предоставить П., /дата рождения/ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района.

В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению N 5 Министерства социального развития Пермского края отказать.»

Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., объяснения представителя Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., проверив дело, судебная коллегия

установила:

Прокурор Осинского района, действующий в интересах П., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» и Межрайонному территориальному управлению N 5 Министерства социального развития Пермского края о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению истице жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Требование мотивировал тем, что П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав.

В судебном заседании помощник прокурора Богачева Н.Ю. настаивала на удовлетворении иска.

Истица П. поддержала заявленные требования.

Представитель Межрайонного территориального управления N 5 Министерства социального развития Пермского края Д. иск не признал.

Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании не присутствовал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Правительства Пермского края просит отменить решение суда. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права П. на предоставление жилья в границах Осинского муниципального района не основано на действующем законодательстве.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 1 названного Закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. N 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма — в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о предоставлении П. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд правомерно исходил из того, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Как следует из содержания апелляционной жалобы, Правительство Пермского края не оспаривает право П. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ограничение права истицы на предоставление жилья территорией Осинского муниципального района противоречит законодательству, являются несостоятельными.

Так, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации

В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.

Местом жительства П. в соответствии со ст. 20 ГК РФ является Осинский муниципальный район, где она зарегистрирована постоянно и где она поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению П. жилого помещения в границах Осинского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Само по себе наличие плана приобретения жилых помещений в строящихся жилых домах на 2013-2014 г.г., в котором муниципальное образование — Осинский район не числится, на правильность постановленного судом решения не влияет, поскольку спор разрешен судом в соответствии с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда от 15.05.2014 г. оставить без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *