В удовлетворении иска об оспаривании решения и бездействия должностных лиц, взыскании денежной компенсации за зубопротезирование отказано правомерно, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что истица была направлена уполномоченным лицом на лечение, а также того, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно военнослужащему или члену его семьи.

Апелляционное определение Орловского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-1798

Судья: Лигус О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Зубовой Т.Н., Корневой М.А.,

при секретаре К.

в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску О.О.О. к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование,

по апелляционной жалобе О.О.О. на решение Советского районного суда г. Орла от 17 июня 2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования О.О.О. к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату об оспаривании решения и бездействий должностных лиц Министерства обороны РФ, военного комиссариата Орловской области, о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., возражения представителя военного комиссара Орловской области по доверенности Ш.Ш.Ш. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

О.О.О. обратилась в суд с иском к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату о взыскании денежной компенсации за зубопротезирование.

В обоснование иска указала, что в соответствии со ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» она имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе и на изготовление и ремонт зубных протезов. Однако, в нарушение положений ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» по месту жительства Министерство обороны РФ не приняло мер по реализации статьи 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих»- договор с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения не заключен. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов осуществляется в военном госпитале Курского гарнизона.

Ссылаясь на то, что ею были понесены расходы по зубопротезированию в размере <…> рублей, просила суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации <…> рублей в счет компенсации затраченных денежных средств на протезирование, <…> рублей в счет компенсации морального вреда, а также <…> рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе О.О.О. ставит вопрос об отмене решения суда как необоснованного и незаконного.

В обоснование доводов жалобы указывается, что суд не принял во внимание, что соответствующий договор между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения Орловской области отсутствует.

Считает, что не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Орловский областной военный комиссариат согласовывает направление на лечение членам семьи офицеров.

Указывает также на то, что основанием заявленных ею требований явилось бездействие должностных лиц Министерства обороны РФ, что не было учтено судом.

В судебное заседание О.О.О. и представитель Министерства обороны РФ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями и телефонограммой, не явились, ходатайств об отложении дела не заявили. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Гарантированный объем бесплатных медицинских услуг предоставляется в рамках, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074. В других случаях медицинская помощь осуществляется на возмездной основе.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Таким образом, из анализа норм ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» реализация права на бесплатную медицинскую помощь не зависит от наличия или отсутствия договора между территориальным органом федерального учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

В целях реализации указанных положений закона Правительством РФ было издано Постановление от 31 декабря 2004 года N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.

В соответствии с данными Правила расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.

Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.

При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что О.О.О. является супругой К.К.К., который является военным пенсионером Министерства обороны РФ, прослужившим в Вооруженных Силах с <дата> по <дата>.

Судом установлено, что О.О.О. имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и на изготовление зубных протезов.

В <дата> О.О.О. были понесены расходы по зубопротезированию в размере <…> рублей, что подтверждается договорами на оказание платных медицинских услуг БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника».

<дата> врио Военного комиссара Орловской области отказал О.О.О. в возмещении расходов на изготовление и ремонт зубных протезов ввиду того, что право на компенсацию за счет средств Министерства обороны РФ действующим законодательством не предусмотрено.

Не оспаривалось сторонами по делу, что бесплатная медицинская помощь по протезированию зубов для военнослужащих, проживающих в Орловской области, осуществляется в военном госпитале г. Курска или г. Подольска Московской области.

Таким образом, истица имела возможность получить бесплатную медицинскую помощь в установленном статьей 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» порядке, однако своим правом не воспользовалась. Истица О.О.О. по собственной инициативе обратилась в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», где ей были оказаны платные медицинские услуги.

Установив, что доказательств, подтверждающих, что истица была направлена уполномоченным лицом на лечение в БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника», а также то, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно военнослужащему или члену его семьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований О.О.О.

Довод апелляционной жалобы О.О.О. о том, что должностными лицами Министерства обороны РФ было допущено бездействие в виде незаключения договора с учреждениями здравоохранения в г. Орле, в результате которого она была вынуждена понести расходы по зубопротезированию, не может повлечь отмену решения суда, поскольку гарантированное положениями ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь нарушено не было — медицинская помощь могла быть оказана О.О.О. в военном госпитале г. Курска. Кроме того, при оказании медицинской помощи военнослужащим по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор на оказание медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение оформляет договор, счет-фактуру и другие документы и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим). Доказательств того, что О.О.О. была оказана неотложная медицинская помощь, не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 17 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу О.О.О. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *