В удовлетворении исковых требований о признании земельных участков, гаражей и сараев бесхозяйными и признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимости отказано правомерно, так как установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в пользовании истцов, отнесено к ведению третьего лица, по заявленным требованиям ответчик является ненадлежащей стороной.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 01.08.2014 по делу N 33-3952/2014

Судья: Трифонова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малкова А.И.,

судей Сенякина И.И. и Судак О.Н.,

при секретаре Е., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2014 года по гражданскому делу по искам К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. к Правительству Оренбургской области о признании земельных участков и расположенных на земельных участках гаражей и сараев бесхозяйными и признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.

Заслушав доклад судьи А.И. Малкова, объяснения истцов К.Н.А., К.Н.Н., П., С., представителя истца С. по доверенности С.С., поддержавших жалобу, судебная коллегия

установила:

К.Н.А., проживающая по адресу: (адрес), — обратилась в суд с иском к Правительству Оренбургской области о признании земельного участка и расположенных на земельном участке гаража и сарая бесхозяйными и признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимости, указав, что она как работник совхоза «…» и житель поселка… во времена СССР имела в собственности земельный участок, площадью… кв. м, сарай и гараж, которые выделил ей совхоз «…» безвозмездно и в бессрочное пользование. В… году совхоз «…» был объявлен банкротом, а затем и ликвидирован, документы и архив совхоза не сохранились. В последующем без согласия жителей поселка… кто-то из чиновников сменил Генеральный план поселка, образовал ТСЖ «…» и ТСЖ «…» с передачей их земли в аренду под строительство жилого комплекса, уничтожая тем самым плодородный слой земли. Полагает, что занимаемый ею земельный участок, а также расположенные на земельном участке гараж и сарай по (адрес) являются бесхозяйными с… года по… год. На основании изложенного просила признать находящиеся в ее пользовании земельный участок, гараж и сарай по указанному адресу бесхозяйными, признать за ней право пользования, владения и распоряжения на указанные объекты недвижимости.

С аналогичными исками к Правительству Оренбургской области в суд обратились и другие жители (адрес) — истцы К.Н.Н., П. и С.

Определением суда дела по искам К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. объединены в одно производство.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Оренбурга.

В судебном заседании истцы К.Н.А., К.Н.Н., П., С., представитель истцов К.Н.А. и С. — С.С. заявленные исковые требования поддержали.

Решением суда в удовлетворении исковых требований К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. отказано.

В апелляционных жалобах К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что суд так и не установил, кому принадлежит земля, тогда как со своей стороны они представили суду все доказательства тому, что на протяжении более… лет они пользуются предоставленными им совхозом «…» земельными участками.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3). В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 14 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.

Пунктом 1.8 постановления Правительства Оренбургской области от 03 мая 2007 года N 166-п «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Оренбургской области — городе Оренбурге» предусмотрено, что муниципальное образование город Оренбург осуществляет распоряжение земельными участками, распоряжение которыми отнесено действующим федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области к его компетенции, в соответствии с принятым им правовым актом, определяющим уполномоченные органы местного самоуправления, структурные подразделения, муниципальные учреждения и должностных лиц для реализации Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области».

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером…, расположенный на территории муниципального образования «город Оренбург», в состав которого входят, в том числе, и земельные участки, находящиеся в фактическом пользовании истцов, находится в государственной собственности, при этом государственная собственность на данный земельный участок не разграничена.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что полномочиями собственника по распоряжению указанным земельным участком, расположенным на территории муниципального образования «город Оренбург», в силу вышеприведенных положений закона обладает Администрация г. Оренбурга.

Установив, что распоряжение земельными участками, находящимися в пользовании истцов, отнесено к ведению Администрации г. Оренбурга, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по заявленным требованиям Правительство Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку последнее спорными землями не распоряжается.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на правильно примененных судом нормах материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего между сторонами по настоящему делу спора.

Доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают и основанием для отмены обжалуемого решения суда не являются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы К.Н.А., К.Н.Н., П. и С. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *