Поскольку в нарушение ст. 309 ГК РФ ответчик в одностороннем порядке уклоняется от исполнения принятых на себя по договору долевого участия в строительстве жилья обязательств по передаче истцам в собственность квартиры, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у истцов возникло право имущественного требования жилого помещения и признал за ними право собственности по 1/2 доле за каждым в

Кассационное определение Омского областного суда от 07.07.2010 N 33-4067/10

Судебная коллегия по гражданским делам

Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.

судей областного суда Дьякова А.Н., Масленкиной С.Ю.

при секретаре М.А.

рассмотрела в судебном заседании от 7 июля 2010 года дело по кассационной жалобе представителя ООО «З» С.С. на решение Кировского районного суда г. Омска от 4 мая 2010 года, которым постановлено:

«Признать за Т.В. долю в праве собственности на 2-комнатную квартиру N 6 по <…> г. Омске.

Признать за Т.Л. долю в праве собственности на 2-комнатную квартиру N 6 по <…> в г. Омске.

Взыскать с ООО «З», ООО «Г» солидарно в пользу Т.В., Т.Л. расходы по оплате госпошлины в сумме 9 805 рублей.

Взыскать с ООО «З», ООО «Г» солидарно государственную пошлину в сумме 4 100 рублей в доход местного бюджета (по 2 050 рублей с каждого из ответчиков)».

Заслушав доклад судьи областного суда Панкратовой Е.А., судебная коллегия

установила:

Т.В., Т.Л. обратились в суд с иском к ООО «З», ООО «Г» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение — <…> в г. Омске, обязании передать объект долевого строительства путем подписания актов приема-передачи, обязании подготовить пакет документов для регистрации в УФРС по Омской области права собственности на указанную квартиру. В обоснование иска указали, что 29.06.2009 с ООО «Г» в лице агента ООО «З» заключили договор долевого участия в строительстве конкретной квартиры, которую ответчик обязался передать им в собственность после завершения строительства и ввода в эксплуатацию во втором квартале 2009 года. Истцы полностью оплатили стоимость приобретаемой квартиры, 30.09.2009 дом был сдан в эксплуатацию, дому присвоен почтовый адрес, однако ответчик свою обязанность передать квартиру им в собственность не исполняет.

Т.В., действуя в своих интересах и в интересах Т.Л., в судебном заседании иск поддержал, указав, что отказ в передаче квартиры ответчики мотивируют тем, что ими квартира приобретена по цене ниже рыночной.

Т.Л., ООО «З», ООО «Г» в судебном заседании участие не принимали.

Судом постановлено изложенное решение.

В кассационной жалобе представитель ООО «З» С.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права. Указывает, что ООО «З» не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, поскольку судебная повестка о явке в суд на 4 мая 2010 года была направлена в адрес ответчика 5 мая 2010 года и получена ответчиком 10 мая 2010 года в почтовом отделении. Указывает, что отсутствовали основания для взыскания судебных расходов с ООО «З», поскольку ООО «З» является агентом по агентскому договору, заключенному с принципалом — ООО «Г», соответственно, обязанности по сделке, совершенной агентом с третьими лицами от имени и за счет принципала, возникают у последнего. Приведена ссылка на то обстоятельство, что объект недвижимости, на который за истцами признано право собственности, не обладает индивидуально-определенными признаками и не включен в единый государственный кадастр недвижимости, в силу чего оснований для признания каких-либо прав на него у суда не имелось.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «З» С.С., поддержавшего жалобу, Т.В., возражавшего против жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ от 30.12.2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока.

Частью 2 статьи 16 ФЗ от 30.12.2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» предусмотрено, что основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Судебным разбирательством установлено, что 29.06.2009 ООО «Г» (застройщик) в лице агента ООО «З» и Т.В., Т.Л. (участники долевого строительства) заключили договор об участии в долевом строительстве жилого дома <…> в КАО г. Омска (почтовый адрес: <…>), по которому участники долевого строительства обязались своевременно и в полном объеме уплатить цену договора в размере 1 141 000 рубль, а застройщик обязался построить и ввести в эксплуатацию жилой дом во 2 квартале 2009 года, после завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома в течение двух месяцев передать в собственность участников долевого строительства квартиру N 6 планируемой площадью 69,25 кв.м на 3 этаже вышеуказанного жилого дома.

24.09.2009 стороны подписали дополнительное соглашение к договору об участии в долевом строительстве жилого дома, где оговорили, что срок завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома определен в 3 квартале 2009 года, застройщик обязался после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать участникам долевого строительства объект долевого строительства в течение 2 месяцев — до 01.12.2009.

Истцы надлежаще исполнили свои обязательства по договору об участии в долевом строительстве, уплатив в счет цены договора денежную сумму в размере 1 141 000 руб.

Разрешение Департамента строительства Администрации г. Омска на ввод в эксплуатацию <…> в г. Омске получено ответчиком 30.09.2009, однако, по истечении 2 месяцев с указанной даты и по день вынесения судом решения объект долевого строительства в собственность Т.В., Т.Л. не передан.

Установив, что в нарушение ст. 309 ГК РФ ООО «Г» в одностороннем порядке уклоняется от исполнения принятых на себя по договору обязательств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у истцов возникло право имущественного требования вышеуказанного жилого помещения и признал за ними право собственности по доле за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <…> в г. Омске.

Ответчиком ООО «Г» решение суда в указанной части не обжаловалось; во-вторых, признание за истцами права общей долевой собственности на спорную квартиру нарушение прав ООО «З» не повлекло.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Возлагая на ответчика ООО «З» обязанность по возмещению понесенных истцами по делу судебных расходов и расходов, связанных с рассмотрением конкретного дела, суд первой инстанции ошибочно признал, что ООО «З» является ответчиком по требованиям истцов, и поэтому судебные расходы по конкретному делу должны быть распределены между ним и ООО «Г».

Так, на основании п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Из буквального содержания договора об участии в долевом строительстве от 29.06.2009 видно, что ООО «Г», являясь застройщиком, заключал договор с Т-выми, действуя в лице агента ООО «З».

Таким образом, между ООО «Г» и ООО «З» возникли агентские правоотношения, следовательно, всю ответственность на неисполнение обязательств по договору, включая обязанность по возмещению судебных расходов, несет ООО «Г». На этом основании подлежат исключению суждения и выводы суда о том, что на ООО «З» возлагается обязанность по возмещению судебных расходов.

Принимая во внимание, что требования о распределении судебных расходов исковыми требованиями не являются, судебная коллегия уточняет таким образом решение суда в указанной части, возлагая обязанность по возмещению судебных расходов лишь на ООО «Г».

Довод жалобы о том, что ООО «З» не было извещено о времени и месте судебного заседания, отмену решения влечь не может.

Порядок извещения лиц, участвующих в деле, определен ст. ст. 113 — 119 ГПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела видно, что ООО «З» была передана телефонограмма о явке в суд 04.05.2010 в 15 часов, которая была принята Б.Т. (л.д. 49). Таким образом, суд первой инстанции исполнил свою обязанность по извещению стороны о месте и времени рассмотрения дела и обоснованно признал, что в судебном заседании от 04.05.2010 сведения о надлежащем уведомлении ООО «З» о времени и месте рассмотрения спора имелись, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГПК РФ суд вправе был разрешить спор по существу в отсутствие неявившегося лица.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен правильно.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Омска от 4 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО «З» С.С. — без удовлетворения.

Уточнить мотивировочную и резолютивную части решения суда, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Признать за Т.В. долю в праве собственности на 2-комнатную квартиру <…> в г. Омске.

Признать за Т.Л. долю в праве собственности на 2-комнатную квартиру <…> в г. Омске.

Взыскать с ООО «Г» в пользу Т.В., Т.Л. расходы по оплате госпошлины в сумме 9 805 рублей.

Взыскать с ООО «Г» государственную пошлину в сумме 4 100 рублей в доход местного бюджета».

Председательствующий
Е.А.Панкратова

Судьи
А.Н.Дьяков
С.Ю.Масленкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *