Исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворены, так как ответчиком представлены доказательства наличия специального трудового стажа.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-7230/2014

Судья: Грибанова Л.А.

Докладчик: Мулярчик А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Лимановой Н.П.,

судей Мулярчика А.И., Коваленко В.В.,

при секретаре Г.А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске «21» августа 2014 года гражданское дело по иску Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области о назначении досрочной пенсии по старости, по апелляционной жалобе УПФР (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с иском к УПФР (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением и документами для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно статье 27 пункту 1 подпункту 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку вся ее трудовая деятельность была связана с охраной здоровья населения, осуществлялась в медицинских учреждениях и на момент обращения в пенсионный фонд ее специальный трудовой стаж составил более 30 лет.

Решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как, по мнению ответчика, периоды ее обучения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в учебных отпусках нельзя зачесть в специальный стаж, поскольку в этот период она фактически не работала.

Не согласившись с решением ответчика, истица обратилась в суд.

Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 19 июня 2014 года исковые требования Г. удовлетворены в полном объеме.

С указанным решением не согласилось УПФР (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в исковых требованиях Г.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства N 516 от 11.07.2002 г., указывает, что действующим пенсионным законодательством прямо не предусмотрено включение в стаж периода обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Кроме этого, отмечает, что условие пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» о выработке нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), не выполнено.

Обращает внимание на то обстоятельство, что в индивидуальных сведениях истицы периоды курсов повышения квалификации отражены администрацией работодателя своевременно, как работа с обычными условиями труда (без льгот). Кроме того в периоды обучения на курсах повышения квалификации и нахождения в учебном отпуске фактически истицей не осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Считает, что обязав УПФР назначить пенсию с момента обращения истца в органы пенсионного фонда, суд нарушил нормы ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которая предусматривает назначение пенсии со дня обращения в пенсионные органы со всеми необходимыми документами. Спорные периоды зачтены в стаж на соответствующих видах работ только решением суда, поэтому, правовых оснований для назначения пенсии с более раннего времени нет.

Считает также, что сумма расходов на оплату услуг представителя несоразмерна фактическому объему оказанных услуг. Кроме того, данная сумма не может быть взыскана с Управления, поскольку назначением средств бюджета ПФР является выплата пенсий.

Рассмотрев дело в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста.

В силу положений п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам вышеуказанного закона, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В связи с реализацией пенсионных прав граждан, приобретенных до 01 января 2002 г. (до вступления в силу закона N 173-ФЗ), с учетом постановления Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2004 г. право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам определяется на основании следующих нормативных актов, действовавших до вступления в силу нового законодательства: ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 за период работы до 01 ноября 1999 г., Список должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 за период работы до 12 ноября 2002 г., а также Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г.

В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г. включены, в том числе, фельдшер, осуществляющий свою деятельность в таких учреждениях как больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, госпитали всех наименований, медико-санитарная часть и др.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 (п. 9) в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и подп. 7 — 13 п. 1 ст. 28 названного закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Г. была принята в Искитимском центральную районную больницу фельдшером в детскую поликлинику, в настоящее время работает в ГБУЗ «<данные изъяты>» старшей медсестрой.

Удовлетворяя исковые требования Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение ГУ УПРФ РФ в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, является незаконным, ответчиком необоснованно не включены спорные периоды работы истца в специальный стаж, который на момент обращения истца к ответчику в совокупности составил более 30 лет, в связи с чем, у последней возникло право на досрочное назначение пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации основаны на правильном толковании пенсионного законодательства.

Так, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

Кроме того, суд верно зачел в трудовой стаж Г. периоды ее нахождения в учебных отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ материалами дела установлено, что на основании приказов главного врача ОГУЗ «<данные изъяты>» Г. предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы для обучения в ОГОУ СПО Новосибирский базовый медицинский колледж.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г следует, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии со статьей 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалиста или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от «19» июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР (государственное учреждение) в г. Искитиме и Искитимском районе Новосибирской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *