Исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворены, так как истцы, занимая квартиру на основании договора социального найма, имеют все основания для приобретения этого жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.08.2014 по делу N 33-6819/2014г

Судья: Надежкин Е.В.

Докладчик: Кузьменок А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Быковой В.Б., Кузьменка А.В.,

при секретаре Т.А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 августа 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 28 апреля 2014 года, которым исковые требования Б.О.В. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Б.А.О., С.Н.О., действующей в интересах несовершеннолетней С.Л.А. к Министерству обороны РФ, к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по НСО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации — удовлетворены в полном объеме.

Признано за Б.О.В., Б.А.О., С.Л.А. право общей долевой собственности на квартиру <адрес> (по 1/3 доли за каждым) в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения Б.О.В., объяснения С.Н.О., судебная коллегия

установила:

Б.О.В. действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Б.А.О., С.Н.О., действующая в интересах несовершеннолетней С.Л.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по НСО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения N 27 от 17 января 2011 г., ему и членам его семьи была предоставлена <адрес>. Ранее они не использовали право приватизации на территории РФ. Они обратились в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в г. Чита, согласно ответа на обращение «полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГ КУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не делегированы».

На основании изложенного просили признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>

Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласен ответчик ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

В апелляционной жалобе просят решение отменить и постановить новое, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями передаче жилья в собственность граждан, поскольку жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации.

Считают, что истцами не представлены документы, где Б. и члены его семьи были признаны нуждающимися в получении жилых помещений по договору социального найма.

Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим юном, федеральными законами и иными нормативными правовыми кой Федерации.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Согласно ст. 11 вышеназванного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежит, в том числе, и право собственности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с договором социального найма жилого помещения N 27 от 17 января 2011 г. ГУ Новосибирская КЭЧ предоставило истцу Б.О.В. и членам его семьи- Б.Т.Ю., Б.Н.О. и Б.А.О. в бессрочное владение и пользование жилое помещение — трехкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес>.

Как следует из выписки из домовой книги в жилом помещении по адресу: <адрес> настоящее время на регистрационном учете состоят: Б.О.В., Б.Т.Ю., С.Н.О., Б.А.О. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, С.Л.А. ДД.ММ.ГГГГ. рождения.

ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ 17 декабря 2012 г. ответило отказом истцам в просьбе передать в собственность занимаемое жилое помещение, сославшись на то, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регулирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений МО РФ.

Суд первой инстанции с учетом обстоятельств установленных по делу, пришел к обоснованному выводу, что истцы вправе требовать передачи занимаемого ими жилого помещения в собственность, поскольку доказательств, подтверждающих, что занимаемое истцами жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, не имеется, а заключение с Б.О.В. и членами его семьи договора социального найма, исключает статус служебного жилья.

При этом, судом первой инстанции правомерно было принято во внимание, что статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит каких-либо ограничений по статусу граждан, занимающих жилые помещения, в том числе и в отношении военнослужащих, и в соответствии с данной нормой право на приватизацию принадлежит именно гражданам, занимающим жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, без каких-либо оговорок.

Ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. N 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», с 20.12.2010 г. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных КЭУ, ГУ Новосибирская КЭЧ района, расположенной по адресу: <адрес>.

Из п. 7 приказа N 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ», следует, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ реорганизовано с 20.12.2010 г. путем присоединения к нему ФГУ, ФГ КЭЧ и ГУ МО РФ указанных в приложении N 5.

Из п. 9 указанного приказа, следует, что руководителям территориальных управлений имущественных отношений МО РФ необходимо обеспечить, в том числе прием на баланс объектов недвижимости и регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из п. 10 указанного приказа, следует, что в трехдневный срок после утверждения Министром обороны РФ передаточных актов переподчинить Департаменту имущественных отношений МО РФ учреждения, указанные в приложениях N 1-6 к настоящему приказу, где, в том числе, под номером 22 Государственное учреждение Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть.

В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

При этом, суд первой правильно указал, что отсутствие регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом за фактическим правообладателем, в данном случае, за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не может являться препятствием для реализации права истцов на приватизацию жилья.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В связи с указанным, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, является правопреемником ГУ Новосибирская КЭЧ и правообладателем спорного жилого помещения на праве оперативного управления.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцы, занимая квартиру на основании договора социального найма, которая относится к государственному жилищному фонду, и находится в оперативном управлении ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ,в связи с чем, имеют все основания для приобретения этого жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом.

Поскольку данный орган в силу требований ст. ст. 125, 214, 296 ГК РФ, осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, согласно его назначению, это обстоятельство определяет его процессуально-правовое положение, как ответчика по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

При этом, ссылка ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, изложенная в ответе на заявление истца о передаче жилого помещения в собственность, об отсутствии полномочий по передаче квартир в собственность граждан, судом обоснованно не принята во внимание, поскольку отказ ответчика в передаче квартиры в собственность истцам в порядке приватизации является незаконным, ущемляющим права истцов, в связи с тем, что реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от отсутствия надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, и не может служить препятствием к реализации этого права, а именно для реализации права истца на приватизацию жилья.

В силу статьи 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из представленных документов усматривается, что с момента принятия данного закона истцы не использовали ранее право приватизации и иных доказательств ответчиком не представлено. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о регистрации по месту проживания, справкой МБУ «Городское жилищное агентство» о не участии в приватизации на территории г. Новосибирска.

Зарегистрированные в жилом помещении Б.Т.Ю. и С.Н.О. отказались от участия в приватизации спорного жилого помещения в пользу истцов, о чем представили нотариально удостоверенное согласие.

С учетом того, что имеющиеся препятствия в приватизации жилого помещения нарушают законные права истцов, суд обоснованно пришел к выводу, что заявленные исковые требования о признании права собственности на указанное жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права, противоречат материалам дела и сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда города Новосибирска от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *