В удовлетворении заявления об оспаривании отказов в выдаче разрешений на строительство домов, возложении обязанности выдать разрешения отказано, поскольку то обстоятельство, что зона охраны объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровых паспортах спорных земельных участков отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе не свидетельствует о расположении спорных участков вне зоны, подлежащей

Апелляционное определение Новгородского областного суда от 27.11.2013 по делу N 2-5010-33-2039

Судья — Марухин С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего — Тарасовой Н.В.,

судей — Васильевой И.Ю., Комаровской Е.И.,

при секретаре — Д.,

с участием: заявителя В.Н.С., представителя заявителей К.Д., представителей заинтересованного лица — Департамента культуры и туризма Новгородской области по доверенности К.А., С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 27 ноября 2013 г. дело по апелляционной жалобе Департамента культуры и туризма Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 августа 2013 г., которым заявления В.О.Ю. и В.Н.С. удовлетворены и постановлено: признать незаконными отказы Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от <…>. 2013 г. NN <…> в выдаче разрешений В.О.Ю. на строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <…> и <…>, расположенных в д. Хутынь Новгородского района Новгородской области; обязать Администрацию Новгородского муниципального района Новгородской области выдать В.О.Ю. градостроительные планы указанных земельных участков, содержащие сведения о местах допустимого размещения объектов капитального строительства, а также разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках; признать незаконными отказы Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от <…>. 2013 г. NN <…> в выдаче разрешений В.Н.С. на строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами <…> и <…>, расположенных в д. Хутынь Новгородского района Новгородской области; обязать Администрацию Новгородского муниципального района Новгородской области выдать В.Н.С. градостроительные планы указанных земельных участков, содержащие сведения о местах допустимого размещения объектов капитального строительства, а также разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках; возвратить В.О.Ю. и В.Н.С. из бюджета уплаченную ими госпошлину по <…> руб. каждому,

установила:

В.О.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Новгородского муниципального района (далее — Администрация), выразившихся в отказе выдать разрешение на строительство индивидуальных жилых домов, о возложении обязанности выдать градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами <…> и <…>, расположенных в д. Хутынь Новгородского района Новгородской области, содержащие сведения о местах допустимого размещения объектов капитального строительства, о возложении обязанности выдать разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках, принадлежащих ей на праве собственности, указав, что ей были выданы градостроительные планы спорных земельных участков без указания места допустимого размещения объекта недвижимости, указано, что участки находятся в зоне охраняемого природного ландшафта, а также отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных участков, со ссылкой на несоответствие схемы планировочной организации земельных участков требованиям градостроительных планов земельных участков.

С аналогичными требованиями в суд с заявлением обратился В.Н.С. в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <…> и <…>, расположенных в д. Хутынь Новгородского района Новгородской области.

Определением суда от 15.08.2013 г. указанные гражданские дела были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент культуры и туризма Новгородской области (далее — Департамент).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Департамент не согласен, ставит в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что суд не учел нормы действующего законодательства об объектах культурного наследия, не применил нормы материального права, подлежащие применению, ссылаясь на то, что спорные земельные участка находятся в зоне охраняемого природного ландшафта, в зоне объекта культурного наследия федерального значения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей заинтересованного лица, поддержавших жалобу, заявителя, представителя заявителей, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что на спорном земельном участке отсутствует объект культурного наследия, препятствующий выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что решения органа государственной власти об отнесении указанного участка к объектам культурного наследия и включении его в соответствующий реестр не существует, отсутствуют сведения об отнесении земельных участков заявителей к категории земель особо охраняемых территорий, отсутствует утвержденный проект зон охраняемого природного ландшафта в отношении объекта культурного наследия «Хутынский монастырь XII-XIX в.в.».

Согласиться с таким выводом суда нельзя.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Из материалов дела следует, что В.О.Ю. и В.Н.С., на основании договоров дарения от <…>. 2012 г., принадлежат на праве собственности спорные земельные участки, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Распоряжениями Администрации Новгородского муниципального района от <…>. 2013 г. N <…> и N <…> утверждены градостроительные планы данных участков. Истцам выданы градостроительные планы на принадлежащие им земельные участки с обозначением расположения всей площади участков в зоне охраняемого природного ландшафта, без указания на место размещения объекта строительства, в которых имеется ссылка на письмо Департамента N <…> от <…>. 2013 г.

На обращение В.О.Ю. и В.Н.С. о выдаче разрешения на строительство жилых домов на спорных земельных участках Администрацией отказано в выдаче таких разрешений со ссылкой на то, что представленные ими схемы планировочной организации земельных участков не соответствуют требованиям градостроительного плана земельных участков.

В соответствии со ст. 31 ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и до утверждения градостроительных регламентов проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Пунктами 1, 3 статьи 36 того же Федерального закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 настоящей статьи, требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия; в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Как следует из паспорта памятника истории и культуры СССР, составленного в январе 1981 г., Хутынский монастырь отнесен к памятнику истории и культуры регионального значения, постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 принят под охрану.

Пунктом 1 статьи 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно перечню объектов культурного наследия федерального значения на территории Новгородской области, сформированного на основании постановлений Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327, от 04.12.1975 г. N 624, Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176, за NN 277-287 значатся постройки Хутынского монастыря (объекты ЮНЕСКО).

Таким образом, Хутынский монастырь является памятником истории и культуры федерального значения.

Как следует из постановления Администрации Новгородской области от 29.06.2012 г. N 370 «Об утверждении схемы территориального планирования Новгородской области», принято решение определить и утвердить границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории области, и режимы использования этих территорий, разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия, в числе которых проект зон охраны «Хутынский монастырь, XII-XIX вв.».

Из основного чертежа проекта зон охраны Хутынского монастыря видно, что прилегающая к монастырю территория, за исключением зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта.

Как указал представитель Департамента в суде апелляционной инстанции, земельные участки заявителей полностью расположены в зоне охраняемого природного ландшафта, обозначенной в основном чертеже вышеупомянутого проекта. Данный проект в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры РФ. Расположение участков в названной зоне основного чертежа проекта заявителем и представителем заявителей не оспаривалось.

Согласно генеральному плану городского округа Великий Новгород, размещенного на сайте Минрегионразвития http://fgis.minregion.ru, прилегающая к объекту культурного наследия «Хутынский монастырь, XII-XIX вв.» территория, обозначена как зона охраняемого природного ландшафта.

Как видно из сообщения Департамента от <…>. 2013 г. N <…>, сделанного на запрос Администрации в отношении земельных участков заявителей, рассматриваемые земельные участки в соответствии с данными, содержащимися в проекте зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Хутынский монастырь, XII-XIX вв.» (разработан в 2010 году) находятся в зоне охраняемого природного ландшафта. До проведения государственной историко-культурной экспертизы предоставление указанных земельных участков под строительство, проведение на них работ не согласовывается.

Доказательства, опровергающие указанные Департаментом сведения, в материалах дела не представлены, а потому оснований не доверять этим сведениям у суда не имелось.

Пунктом 4 статьи 99 ЗК РФ установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяются правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

С учетом приведенной нормы права, то обстоятельство, что зона охраны указанного объекта культурного наследия до настоящего времени не утверждена, а в кадастровых паспортах спорных земельных участков отсутствует указание на отнесение этих земель к землям историко-культурного назначения, само по себе, не свидетельствует о расположении спорных земельных участков вне зоны, подлежащей охране с целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия, исключения условий, оказывающих прямое или косвенное воздействие на него.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии у Администрации оснований к отказу в выдаче заявителям градостроительных планов с указанием на место допустимого размещения объекта капитального строительства и разрешений на строительство противоречит закону и не соответствует материалам дела.

С учетом изложенного решение суда является незаконным и необоснованным, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а потому оно подлежит отмене.

В то же время, у судебной коллегии имеются основания для принятия по делу нового решения об отклонении заявленных требований по вышеуказанным мотивам.

Руководствуясь ст. ст. 327 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 августа 2013 г. отменить, постановив по делу новое решение, которым заявления В.О.Ю. и В.Н.С. об оспаривании отказов Администрации Новгородского муниципального района в выдаче разрешений на строительство жилых домов от <…>. 2013 г. NN <…>, о возложении на Администрацию Новгородского муниципального района обязанности выдать градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами <…>, расположенных в д. Хутынь Новгородского района Новгородской области, содержащие сведения о местах допустимого размещения объектов капитального строительства, о возложении обязанности выдать разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на перечисленных земельных участках, оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ТАРАСОВА

Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Е.И.КОМАРОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *