Иск об обязании оборудовать при входе в здание школы пандус с поручнями удовлетворен, так как школа является объектом социальной инфраструктуры, на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение, отсутствие пандуса и кнопки вызова персонала ограничивает доступ инвалидов, тем самым нарушаются их права.

Апелляционное определение Новгородского областного суда от 24.07.2013 по делу N 2-1774-33-1172

Судья: Петров А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего — Есаковой С.В.,

судей областного суда — Васильевой И.Ю. и Комаровской Е.И.,

при секретаре — Н.,

с участием прокурора — Смирновой М.В.,

с участием представителя МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2013 года по докладу судьи Есаковой С.В. дело по апелляционной жалобе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 8 апреля 2013 года, которым исковые требования прокурора Великого Новгорода удовлетворены и постановлено:

обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» в срок до <…> обустроить при входе в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <…>, пандус с поручнями согласно СП 59.13330.2012 и кнопку вызова персонала;

взыскать с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <…> рублей,

установила:

Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» (далее — Учреждение, Школа) об обязании оборудовать при входе в здание Школы пандус с поручнями согласно СП 59.13330.2012 и кнопкой вызова персонала в срок до <…>. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что вход в здание Школы не оборудован пандусами с поручнями и другими средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует, что фактически препятствует доступу в здание детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, реализации права граждан на образование.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет образования Администрации Великого Новгорода.

Судом по делу постановлено выше указанное решение.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение отменить, считает, что судом, при вынесении вышеуказанного решения, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что в судебном заседании не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что объем организационно-правовых мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, и финансовые возможности ответчика позволяют считать достаточным срок для исполнения решения суда до <…>. Кроме того, в Учреждении отсутствуют обучающиеся дети-инвалиды, работники с инвалидностью по опорно-двигательной системе. Проведение работ в сроки, указанные в решении суда, затрудняются также тем, что в общеобразовательных учреждениях не допускается проведение всех видов работ в присутствии обучающихся. Просит принять по делу новое решение, которым указать новый срок для исполнения решения суда — до <…>

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Учреждения И., поддержавшей жалобу, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации государственной политики в отношении инвалидов, создания условий для их реабилитации и социальной интеграции в обществе, повышения уровня жизни инвалидов в Великом Новгороде, а также в соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от 30 сентября 2010 года N 453 «О долгосрочной областной целевой программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы», постановлением Администрации Великого Новгорода от 20 августа 2012 года N 3625 утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2016 годы».

Основными целями Программы являются создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечение возможности равного участия инвалидов в жизни общества наряду с другими гражданами.

Основной из задач Программы является повышения уровня доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

В соответствии с п. п. 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Судом установлено, что вход в здание МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31», расположенное по адресу: <…>, не оборудовано пандусами с поручнями либо иными средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательного учреждения за нарушение прав и свобод обучающихся (ч. 3 ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Основными задачами Учреждения являются осуществление образовательного процесса для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе дополнительного, воспитание и обучение обучающихся (п. 2.2 Устава).

Согласно п. 1.2 Устава Школы, учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование — городской округ Великий Новгород, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета по образованию.

В силу п. 7.2 Устава Школы, образовательное учреждение для осуществления закрепленных в Уставе целей и видов деятельности использует имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Поскольку, как верно указал суд, Школа является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющим образовательный процесс, на него распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение.

Отсутствие пандуса и кнопки вызова персонала ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, в здание Школы, тем самым нарушаются их права.

При таких обстоятельствах суд правомерно требования прокурора удовлетворил, возложив на Школу обязанность обустроить при входе в здание пандус с поручнями и установить кнопку вызова персонала. Определенный судом срок, в течение которого ответчик должен выполнить вышеназванные действия, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были известны суду при рассмотрении дела по существу, проверялись судом и получили в решении правильную юридическую оценку.

Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.

Руководствуясь ст. ст. 327 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 8 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа N 31» — без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА

Судьи
И.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Е.И.КОМАРОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *