Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими части 1 статьи 8, статей 29 и 30 Областного закона Новгородской области от 30.05.2012 N 75-ОЗ О выборах Губернатора Новгородской области и постановления Новгородской областной Думы от 05.07.2012 N 228-5 ОД О назначении выборов Губернатора Новгородской области.

Решение Новгородского областного суда от 07.09.2012 по делу N 03-15/2012

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Грачевой В.М.,

с участием заявителей А. и И.,

представителей заинтересованных лиц Новгородской областной Думы Г. и Д.,

представителя исполняющего обязанности Губернатора Новгородской области Н.,

рассмотрев 07 сентября 2012 г. в открытом судебном заседании дело по заявлению А. об оспаривании части 1 статьи 8 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области» и постановления Новгородской областной Думы от 05 июля 2012 г. «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» и по заявлению И. об оспаривании статей 29 и 30 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области»,

установил:

23 мая 2012 г. Новгородской областной Думой принят Областной закон «О выборах Губернатора Новгородской области» N 75-ОЗ, который 30 мая 2012 г. был подписан Губернатором Новгородской области и официально опубликован в областной газете «Новгородские ведомости» N 19 от 06 июня 2012 г. (далее — Областной закон от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ).

В последующем, Областной закон от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ был изменен Областным законом Новгородской области от 30 июня 2012 г. N 76-ОЗ, опубликованным в областной газете «Новгородские ведомости» N 1 от 03 июля 2012 г.

05 июля 2012 г. Новгородской областной Думой принято постановление N 228-5 ОД «О назначении выборов Губернатора Новгородской области».

А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконной и недействительной (недействующей) часть 1 статьи 8 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ, предусматривающей, что кандидаты на должность Губернатора Новгородской области выдвигаются избирательными объединениями, которыми на выборах Губернатора области являются политические партии или их региональные отделения.

В обоснование заявления А. ссылается на то, что оспариваемая часть 1 статьи 8 Областного закона N 75-ОЗ от 30 мая 2012 г. противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункту 27 статьи 2, пункту 2 статьи 32, статье 34), Федеральному закону Российской Федерации от 02 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункту «б» пункта 2 статьи 1), Уставу Новгородской области (пункту 2 статьи 44), которыми предусмотрено право гражданина Российской Федерации на выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения. Областной закон от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ в оспариваемой части не содержит норм, определяющих право гражданина Российской Федерации на самовыдвижение кандидатом на должность Губернатора Новгородской области, тем самым ограничивает ее пассивное избирательное право на выдвижение своей кандидатуры на должность Губернатора Новгородской области в порядке самовыдвижения.

Также, А. просит признать недействительным постановление Новгородской областной Думы от 05 июля 2012 г. «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» по тем основаниям, что оспариваемое постановление принято на основании Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ, которым нарушены избирательные права граждан на самовыдвижение кандидатур на выборах Губернатора Новгородской области.

И. обратился в суд с заявлением, в котором после уточнения требований, просит признать Областной закон от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ недействующим в части статьи 29, не предусматривающей возможность участия в выборах Губернатора Новгородской области кандидатам, выдвигаемым в порядке самовыдвижения (часть 1), и в части статьи 30, предусматривающей для кандидата на должность Губернатора Новгородской области обязанность сбора в поддержку выдвижения кандидата и представления для своей регистрации подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области (часть 1), и подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, находящихся на территории Новгородской области в поддержку выдвижения кандидата (часть 2).

Заявленные требования И. мотивирует тем, что оспариваемые им положения Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ противоречат статьям 3, 12 и 32 Конституции Российской Федерации, статье 21 Всеобщей декларации прав человека и статье 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные оспариваемыми нормами Областного закона процедуры и условия проведения выборов Губернатора Новгородской области и запрет на выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения нарушают его право быть избранным на должность Губернатора Новгородской области.

Определением судьи Новгородского областного суда от 30 августа 2012 г. в соответствии с частью 4 статьи 151 ГПК РФ дела по заявлению А. и по заявлению И. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Заявители А. и И. поддержали в судебном заседании заявленные требования по указанным выше мотивам.

Представители заинтересованных лиц Новгородской областной Думы и исполняющего обязанности Губернатора Новгородской области возражали против удовлетворения заявлений и пояснили, что Областной закон в оспариваемой части принят в пределах компетенции, не нарушает прав заявителей и не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора прокуратуры Новгородской области, полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из указанной нормы следует, что суд, разрешая дело по заявлению об оспаривании закона субъекта Российской Федерации, должен проверить, соответствует или нет оспариваемый законодательный акт федеральным законам или иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В этой связи доводы заявителя И. о том, что оспариваемые им части Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ противоречат требованиям Конституции Российской Федерации и нормам международного права, в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации не могут быть предметом судебного разбирательства.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта (закона субъекта Российской Федерации), его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 ГПК РФ).

Как установлено в судебном заседании, представители заинтересованных лиц доказали, что оспариваемая часть Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ была принята в соответствии с требованиями федерального законодательства исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 02 мая 2012 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», уставом и законом субъекта Российской Федерации (абзац 17 пункта 3 статьи 18).

Согласно подпункту «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в Уставе Новгородской области. Так, в соответствии с подпунктом «и» статьи 32 Устава Новгородской области Областная Дума принимает областные законы, которыми устанавливаются порядок проведения выборов Губернатора Новгородской области.

Частью 1 статьи 8 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ предусмотрено, что кандидаты на должность Губернатора области (далее — кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями. Избирательным объединением на выборах Губернатора области является политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», иными федеральными законами право участвовать в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Новгородской области.

Частью 1 статьи 29 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ установлено, что выдвижение кандидата производится избирательным объединением после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора области.

Данные оспариваемые нормы Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ соответствуют пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 02 мая 2012 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, оспариваемые нормы Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ соответствуют абзацу 3 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в силу которого кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Из содержания приведенных выше норм федеральных законов следует, что законодатель предусмотрел непосредственное выдвижение кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как путем самовыдвижения, так и путем выдвижения избирательным объединением (политической партией). При этом федеральное законодательство предоставляет право субъектам Российской Федерации в своих законах предусматривать или не предусматривать выдвижение кандидатов на указанную выше должность в порядке самовыдвижения, то есть этот вопрос отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации.

Новгородская областная Дума, реализуя предоставленное ей федеральным законодателем правомочие, предусмотрела в оспариваемых нормах Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ (часть 1 статьи 8 и часть 1 статьи 29) порядок выдвижения кандидатов только избирательным объединением и не предусмотрела порядок самовыдвижения, что не противоречит названным выше федеральным законам и Уставу Новгородской области.

Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Число указанных подписей определено Областным законом от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ, а именно оспариваемыми частями 1 и 2 статьи 30 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ, которыми предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области. Число таких подписей должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Новгородской области (часть 1). В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городского округа Новгородской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городского округа на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городского округа Новгородской области (часть 2).

Содержание оспариваемых частей 1 и 2 статьи 30 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ соответствует положениям абзацев 8 и 9 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым выдвижение кандидата политической партией должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Таким образом, принятый Областной закон от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ в оспариваемой части, соответствует федеральному законодательству и не может быть признан противоречащим названным Федеральным законам и Уставу Новгородской области.

Требование о признании недействительным постановления Новгородской областной Думы «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» от 05 июля 2012 г. N 228-5 ОД заявителем А. поставлено в зависимость от признания незаконным (недействительным) части 1 статьи 8 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ.

Поскольку оспариваемые нормы, в том числе часть 1 статьи 8 Областного закона от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ, не противоречат федеральному законодательству, то отсутствуют основания для удовлетворения указанного требования.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Утверждение заявителя А. о том, что областная Дума в противоречие с действующим федеральным законодательством не установила порядок самовыдвижения кандидата на должность Губернатора области, не может быть принят во внимание, поскольку, как выше указывалось, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства, установление порядка самовыдвижения кандидата является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Поэтому отсутствие в Областном законе норм, предусматривающих выдвижение кандидата на должность Губернатора области в порядке самовыдвижения, не является противоречием действующему федеральному законодательству.

Ссылка заявителя И. на то, что оспариваемая часть Областного закона 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ запрещает самовыдвижение кандидата на должность Губернатора области, является несостоятельной, так как из содержания оспариваемых норм не следует такого запрета.

Доводы заявителей о нарушении оспариваемыми положениями Областного закона 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ их пассивного избирательного права, несостоятельны, поскольку оспариваемые нормы Областного закона 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ не устанавливают ограничений для реализации указанного права заявителями.

В этой связи несостоятельны и доводы заявителей о том, что в оспариваемых нормах Областного закона 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ содержатся положения, ограничивающие их право на самовыдвижение кандидатом на должность Губернатора области, предусмотренное федеральным законодательством.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела Областной закон 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ в оспариваемой части и постановление Новгородской областной Думы от 05 июля 2012 г. N 228-5 ОД «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» не противоречат действующему федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции Новгородской областной Думы, подписаны полномочным лицом, опубликованы в установленном порядке, и не нарушают избирательные права граждан, заявления не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 — 199 и 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления А. об оспаривании части 1 статьи 8 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области» и постановления Новгородской областной Думы от 05 июля 2012 г. «О назначении выборов Губернатора Новгородской области» и заявления И. об оспаривании статей 29 и 30 Областного закона Новгородской области от 30 мая 2012 г. N 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области» отказать.

Решение может быть обжаловано, а прокурором — принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 30 дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 13 сентября 2012 г.

Судья
Новгородского областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Мотивированное решение
составлено 13 сентября 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *