Суд удовлетворил исковые требования о взыскании недоплаченной пенсии и компенсации морального вреда, поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, это право подлежит восстановлению в полном объеме, то есть с учетом восстановления покупательной способности выплаченных сумм, обесцененных в связи с инфляционными процессами в стране, а именно — с применением сводного индекса потребительских цен, рассчитываемого местными органами государственной

Апелляционное определение Нижегородского областного суда по делу N 33-6492

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.

судей: Кузиной Т.А., Корниловой О.В.

при секретаре: ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе ФИО9

на решение ФИО1 районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ

по иску ФИО9 к ГУ МВД России по ФИО1 <адрес>, МВД РФ о взыскании денежных сумм

заслушав доклад судьи ФИО1 областного суда Корниловой О.В., объяснения представителя ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> ФИО8 судебная коллегия ФИО1 областного суда

установила:

ФИО9 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по ФИО1 <адрес>, МВД РФ о взыскании денежных сумм.

Свои требования мотивировал тем, что он проходил службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с занимаемой должности ***. С ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> ему была назначена пенсия в размере *** рублей. Расчет пенсии ответчиком был произведен исходя из оклада *** рублей. С ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведен перерасчет пенсии исходя из оклада *** рублей. При обращении к ответчику истцу были предоставлены сведения об его окладе, а также сообщено о перерасчете. Как следует из предоставленного ответчиком ответа, расчет пенсии изначально истцу был произведен неверно, так как оклад истца составлял *** рублей, в связи с чем ответчиком был произведен перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произведена доплата пенсии в сумме *** рублей. Поскольку ответчиком неправильно был произведен расчет пенсии, в связи с чем истцу были причинены убытки истец просит суд взыскать с ответчика убытки от инфляции, с учетом индексации за данный период времени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, взыскать с ответчика недополученную сумму единовременного пособия при увольнении с учетом индексации за период с даты увольнения по день исполнения решения суда.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика убытки от инфляции в размере *** рублей, расходы на проезд в судебное заседание в размере *** рублей, почтовые расходы в размере *** рублей. В остальной части исковые требования остались прежними.

Решением ФИО1 районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Исковые требования ФИО9 удовлетворить частично.

Взыскать с ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> в пользу ФИО9 денежную сумму *** рублей. Расходы на проезд в размере *** рублей, почтовые расходы в размере *** рублей.

В остальной части иска в удовлетворении исковых требований ФИО9 отказать.

В апелляционной жалобе ФИО9 поставлен вопрос об отмене решения суда по доводам нарушения норм процессуального права в связи с не извещением его о дне слушания дела и неправильного применения норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое влечет безусловную отмену решения суда.

В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене, если суд рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Из материалов дела усматривается, что суд рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО9 не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, когда было вынесено решение по делу, чем нарушил его право на представление доказательств и возражений по делу.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО1 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Истец и представитель ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснение явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает следующее.

В силу ст. ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом. Распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу статьи 5 указанного Закона лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона приобретают право на пенсии, в том числе, за выслугу лет.

Согласно п. «а» ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Статей 6 указанного Закона предусмотрено, лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (далее — Закон N 247-ФЗ).

В силу положений ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона, определяющей понятие и состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также — должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее — оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее — оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Частью 4 ст. 2 Закона N 247-ФЗ установлено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

Согласно ч. 31 ст. 2 Закона N 247-ФЗ размеры должностных окладов для исчисления пенсий лицам, которым при увольнении со службы в органах внутренних дел пенсии были назначены исходя из окладов по замещаемым ими должностям в государственных органах и организациях, и членам их семей устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Закона N 247-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 878 «Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», которым установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям и размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Действие данного Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1).

Согласно ст. 43 вышеуказанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно пп. «а» п. 9 Постановления Правительства РФ N 941 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) — оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

Пунктами 8 и 9 указанного Постановления установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, поскольку к этому моменту денежное довольствие обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий. Данная позиция изложена в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 483-О.

В силу статьи 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 уволен из органов внутренних дел с должности ***.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии за выслугу лет. Изначально расчет пенсии истцу произведен из оклада *** рублей. В декабре 2002 года ответчиком был произведен перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из оклада *** рублей.

В связи с обращением ФИО9 по вопросу правильности исчисления пенсии, ОМВД России по <адрес> был направлен запрос о предоставлении приказа об установлении размеров окладов денежного содержания.

Как следует из приказа N *** от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОМВД, с июля 2002 года истцу был установлен должностной оклад в размере *** рублей.

В связи с получением вышеуказанного приказа о денежном содержании, отделом пенсионного обслуживания был произведен перерасчет пенсии истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ истцу была произведена выплата недополученной суммы пенсии в размере *** рублей.

Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Кроме того, ответчик не опровергнул утверждение истца о том, пенсия за прошлое время была выплачена без учета индексации по росту потребительских цен.

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, это право подлежит восстановлению в полном объеме, то есть с учетом восстановления покупательной способности выплаченных сумм, обесцененных в связи с инфляционными процессами в стране, а именно с применением сводного индекса потребительских цен, рассчитываемого местными органами государственной статистики, как экономического показателя, объективно отражающего уровень инфляции в регионе.

Истцом предоставлен расчет инфляционных потерь. Расчет проверен судебной коллегией и признан правильным.

Поэтому взысканию с ответчика в пользу истца подлежит денежная сумма в размере *** рублей.

ФИО9 просит взыскать недоплаченное единовременное пособие при увольнении с учетом индекса роста потребительских цен в общем размере *** рублей.

Разрешая заявленные требования о взыскании недоплаченного единовременного пособия при увольнении, судебная коллегия считает следующее.

Согласно ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

В составе такого пенсионного обеспечения выделены как пенсии (ст. 5 данного Закона), так и пособия в размере, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации (ст. 9 данного Закона).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» были установлены основания, порядок назначения и выплаты единовременного пособия и ежемесячного социального пособия, выплачиваемых при увольнении указанным в этом Постановлении лицам.

Пп. «б» п. 17 данного Постановления в редакции, действующий на день назначения пособия ФИО9, было определено выплачивать при увольнении со службы единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, — в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет — пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно — 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно — 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет — 20 месячных окладов денежного содержания (абзацы третий и четвертый пункта 19 настоящего Постановления), а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) — 40 процентов указанных размеров. Лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, награжденным в период прохождения службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.

При этом абзацем 2 пункта 19 указанного Постановления установлено, что единовременное пособие, предусмотренное пунктом 17 Постановления, исчисляется лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел — из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы.

Как следует из объяснения представителя ГУ МВД России по ФИО1 <адрес>, получателем денежных средств, для выплаты единовременного пособия, выступало ОМВД по <адрес> и там, по месту службы истца, ему выплачивалось единовременное пособие, которое не являлось социальной выплатой.

Согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 249, Главное управление МВД России по ФИО1 <адрес> относится к территориальным органам МВД России на региональном уровне (п. 2), согласно пунктам 39 и 48 Главное управление является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан — бывших сотрудников органов внутренних дел.

Поскольку выплата единовременного пособия при увольнении по основанию «выслуга лет» не относится к социальной выплате и не является выплатой по пенсионному обеспечению, следовательно, обязанность по выплате единовременного пособия не может быть возложена на ГУ УМВД России по ФИО1 <адрес>.

Поэтому требования ФИО9 в части взыскания указанных денежных средств с ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> и МВД РФ являются необоснованными.

При этом истец не лишен возможности защиты нарушенного права путем обращения в суд с указанными требованиями к надлежащему ответчику.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ГУ УМВД России по ФИО1 <адрес> в пользу истца подлежат расходы на проезд в судебное заседание в размере *** рублей, почтовые расходы в размере *** рублей, а всего *** рублей.

Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение ФИО1 районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО9 к ГУ МВД России по ФИО1 <адрес>, МВД РФ о взыскании денежных сумм отменить полностью принять по делу новое решение, которым

Взыскать с ГУ МВД России по ФИО1 <адрес> в пользу ФИО9 недополученную сумму пенсии сумма в размере *** рублей и компенсацию судебных расходов *** рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований ФИО9 отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *