Заявление об установлении административного надзора и административного ограничения удовлетворено правомерно, поскольку суд обоснованно исходил из наличия самостоятельного основания, предусмотренного законом для установления административного надзора, факта признания в действиях лица опасного рецидива преступлений.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-6756/2014

Судья: Шутов В.А.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего — Самарцевой В.В.

судей: Сорокина М.С. и Бушминой А.Е.

при секретаре судебного заседания — П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Д. на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 марта 2014 года по гражданскому делу по заявлению Вр.и.о. начальника ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области об установлении административного надзора в отношении Д., с участием: прокурора К.М.А.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

установила:

Вр.и.о. начальника ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области с заявлением об установлении административного надзора в отношении Д., в обоснование заявления указал, что Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, был осужденного приговором <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных постановлением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) по <данные изъяты> УК РФ, с применением ст. ст. 18 ч. 3 п. «в», 68 ч. 2 УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, отбывающего наказание в ИК-<данные изъяты>, и подлежащего освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием срока наказания. Д. осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений. За период отбывания наказания имел 02 взыскания, которые погашены. Характеризуется как встающий на путь исправления. Заявитель просил суд установить Д. административный надзор и ограничения, а именно:

— запретить пребывание в местах, где производится продажа алкогольных напитков в разлив;

— запретить посещение дискотек, ночных клубов, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток с 22-00 часов до 06-00 часов, кроме случаев, связанных с работой;

— запретить выезд за пределы территории субъекта РФ без уведомления органа внутренних дел по месту жительства;

— обязать являться на регистрацию в ОВД по месту жительства или пребывания 02 раза в месяц.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области — М., действующая на основании доверенности, заявление поддержала, просила суд их удовлетворить.

Осужденный Д. в судебном заседании суда первой инстанции не возражал относительно установления в отношении него административного надзора и ограничений.

Помощник Сухобезводнинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Нижегородской области Ш. в судебном заседании первой инстанции выступил с заключением, в котором спросил удовлетворить заявление ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области.

Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 марта 2014 года постановлено: заявление ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области об установлении административного надзора в отношении Д. удовлетворить.

Установить в отношении Д. административный надзор на срок 08 (восемь) лет со следующими административными ограничениями:

1. запретить поднадзорному Д. пребывание вне места проживания по адресу: <адрес> период с 22-00 часов до 06-00 часов следующего дня, кроме случаев осуществления поднадзорным в указанный период трудовой деятельности;

2. запретить поднадзорному Д. выезд за пределы территории субъекта РФ без уведомления органа внутренних дел по месту жительства;

3. обязать поднадзорного Д. являться на регистрацию в ОВД по месту жительства 02 (два) раза в месяц.

В апелляционной жалобе Д. указывает о не согласии с решением суда в части установления ему административных ограничений. Считает, что решение суда не соответствует нормам Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Д., заслушав прокурора К.М.А. судебная не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

С доводами апелляционной жалобы Д. судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

Разрешая заявленные требования начальника ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области о применении в отношении Д. административного надзора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они подлежат удовлетворению.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в отношении Д. как лица, по истечении назначенного судом срока наказания, подлежащего освобождению из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, где он находился в связи с осуждением за совершение особо тяжкого преступления, в силу ч. 2 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» надлежит установить административный надзор на срок 8 лет, и административные ограничения в виде запрещения поднадзорному Д. пребывания вне места проживания по адресу: <адрес> период с 22-00 часов до 06-00 часов следующего дня, кроме случаев осуществления поднадзорным в указанный период трудовой деятельности; запрещения выезда за пределы территории субъекта РФ без уведомления органа внутренних дел по месту жительства; обязании являться на регистрацию в ОВД по месту жительства 02 (два) раза в месяц.

При этом районным судом установлено, что Д., осужден по приговору <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных постановлением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) по <данные изъяты> УК РФ, с применением ст. ст. 18 ч. 3 п. «в», 68 ч. 2 УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжкого преступления. В действиях Д. установлен особо опасный рецидив.

Начало срока отбывания наказания — ДД.ММ.ГГГГ.

Окончание срока отбывания наказания — ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предоставленной характеристике из ФКУ ИК-<данные изъяты>, за время отбывания наказания Д. за период отбывания наказания зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны.

Административным надзором является — осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Частью 3 указанной статьи ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

На основании ст. 4 ч. 1 п. 1, 4, 5, ст. 5 ч. 1 п. 2 ФЗ-64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В соответствии со ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 10 лет лишения свободы.

Срок погашения судимости по категории преступлений, за которые осужден Д., согласно ст. 86 УК РФ в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ, составляет 08 лет.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Согласно статье 6 данного Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положения части 2 статьи 261.8 ГПК Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления административного надзора в отношении Д. сроком на 8 лет, установив на период административного надзора предусмотренные законом ограничения.

При этом суд правильно исходил из того, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Поскольку Д. осужден и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, суд обоснованно определил срок административного надзора в 8 лет, который равен сроку погашения судимости за особо тяжкое преступление (ст. 132 ч. 3 п. «в» УК РФ), что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона и ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные начальником ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России требования, усиливают назначенное ему ранее судом наказание, ухудшают положение и ограничивают его права и свободы, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Статья 10 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.

Однако Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.

Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.

В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 3 Закона и ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ).

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела, и оснований считать их ошибочными не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 26 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д. — оставить без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *