Исковые требования об обязании составить декларацию безопасности и провести комплекс работ по ремонту гидротехнических сооружений удовлетворены правомерно, поскольку ответчик является собственником плотины, следовательно, в силу ст. 9 ФЗ О безопасности гидротехнических сооружений обязан составить декларацию безопасности, в которой отражаются критерии безопасности.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-6880/2014

Судья: Смелова В.А.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего — Самарцевой В.В.

судей: Бушминой А.Е. и Сорокина М.С.

при секретаре судебного заседания — П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы администрации городского округа город Шахунья Р. на решение Шахунского городского суда Нижегородской области от 05 июня 2014 года по гражданскому делу по заявлению Шахунского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Шахунья об обязании составить декларацию безопасности и провести комплекс работ по ремонту ГТС, с участием: прокурора Селезневой О.Н.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

установила:

Шахунский городской прокурор обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Шахунья об обязании составить декларацию безопасности и провести комплекс работ по ремонту ГТС. В обоснование заявления указал, что Шахунской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Проверкой установлено, что гидротехническое сооружение — плотина Шерстневского пруда, расположенная в 200 метрах на юго-восток от жилого дома N 4 по улице Центральной в деревне Шерстни, находится в собственности городского округа город Шахунья Нижегородской области. Указанное гидротехническое сооружение предназначено для отлива воды из Шерстневского пруда. 5.03.2014 года на заседании оперативного штаба КЧС и ОПБ городского округа город Шахунья N ОШ-3 была рассмотрена информация о принимаемых мерах по ремонту гидротехнического сооружения на пруду в деревне Шерстни. По результатам рассмотрения принято решение о необходимости ремонта гидротехнического сооружения. 24.04.2014 г. проведено комиссионное обследование состояния гидротехнического сооружения плотины на пруду в деревне Шерстни. В ходе проверки установлено, что состояние шлюза (водосброса) находится в аварийном состоянии. Более половины железобетонных конструкций лотка шлюза разрушено, в связи с чем, произошло размывание дамбы, подмыв укрепляющих железобетонных конструкций стенок шлюза, местами произошло обрушение гребня дамбы. При увеличении напора воды возможно полное разрушение (размыв) плотины пруда, затопление проезжей части автомобильной дороги сообщением г. Шахунья — д. Отлом и прекращение автобусного и иного движения.

В своем заявлении прокурор ссылался на следующие положения федерального законодательства.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, в настоящее время, по мнению прокурора, существует потенциальная опасность возникновения чрезвычайной ситуации на территории, прилегающей к пруду в деревне Шерстни, и соответственно причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, окружающей среде, причинения материального ущерба.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям (ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций: устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственник гидротехнического сооружения — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Безопасность гидротехнических сооружений, позволяющие обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности ГТС — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих требований:

— обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС;

— представление деклараций безопасности ГТС;

— осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС;

— непрерывность эксплуатации ГТС;

— осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС;

— необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС;

— ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что при проектировании, строительстве, капитального ремонте, эксплуатации, реконструкции. Консервации и ликвидации ГТС собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Пунктами 2 — 4 Положения о декларации безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. N 1303 установлено, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией.

Кроме того, приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 N 377 утверждена Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность ГТС (пункт 10).

Несмотря на вышеизложенные требования законодательства, декларация безопасности на плотину Шерстневского пруда Администрацией городского округа город Шахунья не составлена.

Администрация городского округа город Шахунья как собственник плотины Шерстневского пруда обязана была составить декларацию безопасности ГТС, в которой должны были быть отражены критерии безопасности.

Представитель Администрации городского округа город Шахунья (по доверенности) Б. в судебном заседании суда первой инстанции пояснила, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Шахунского районного суда по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора. Пояснила суду, что ремонт плотины будет производиться, но не раньше следующего года. Считает, что в настоящее время нецелесообразно составлять декларацию безопасности ГТС, так как после ремонта ГТС необходимо будет еще раз составить декларацию. Соответственно исполняя решение суда от 13.03.2014 г. в части проведения капитального ремонта ГТС в срок до 01.01.2015 года, администрация в силу действующего законодательства будет обязана составить декларацию безопасности. В настоящее время в бюджете нет средств, так как все средства идут на строительство нового детского сада, просит предоставить срок для исполнения решения суда до 31.10.2015 года.

Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 05 июня 2014 года исковые требования Шахунского городского прокурора Нижегородской области удовлетворены частично.

Судом постановлено: обязать администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения — плотины Шерстневского пруда, расположенной в 200 метрах на юго-восток от жилого дома N 4 по улице Центральной в деревне Шерстни.

Установить срок для исполнения решения суда до 31 октября 2014 года.

В апелляционной жалобе Глава администрации городского округа город Шахунья Р. просит отменить решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 05 июня 2014 года как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Администрация городского округа Шахунья направила в адрес судебной коллегии заявлением, в котором указала на то, что на доводах своей жалобы настаивает просит рассмотреть дело без участия представителя Администрации.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Частично удовлетворяя заявленные требования Шахунского городского прокурора, Шахунский районный суд исходил из следующих норм закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что при проектировании, строительстве, капитального ремонте, эксплуатации, реконструкции. Консервации и ликвидации ГТС собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Пунктами 2 — 4 Положения о декларации безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. N 1303 установлено, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией.

Кроме того, приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 N 377 утверждена Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность ГТС (пункт 10).

Судом первой инстанции на основании материалов настоящего дела установлено, что 24 апреля 2014 года проведено комиссионное обследование состояния гидротехнического сооружения плотины пруда в деревне Шерстни.

Согласно акту обследования установлено, что состояние шлюза (водосброса) находится в аварийном состоянии. Более половины железобетонных конструкций лотка шлюза разрушено, в связи с чем, произошло размывание дамбы, подмыв укрепляющих железобетонных конструкций стенок шлюза, произошло обрушение гребня дамбы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ городской округ город Шахунья Нижегородской области является собственником плотины Шерстневского пруда, гидротехнического сооружения, площадью <данные изъяты> кв. м, инв. N, лит. <данные изъяты>, адрес объекта: Нижегородская область, г. Шахунья, в 200 метрах на юго-восток от жилого дома N 4 по улице Центральная в д. Шерстни, кадастровый номер: N.

Согласно протоколу заседания оперативного штаба КЧС и ОПБ городского округа город Шахунья N от 05 марта 2014 года поручено председателю Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа город Шахунья Л.Л.Ф. обратиться в отдел архитектуры и капитального строительства администрации городского округа город Шахунья (В.М.С.), чтобы в срок до 01 июня 2014 года составить смету про ремонту ГТС пруда д. Шерстни. Поручено заместителю начальника отдела промышленности, транспорта, связи, ЖКХ и энергетики администрации городского округа город Шахунья Б.Л.Л. обратиться в Министерство экологии Нижегородской области с ходатайством о выделении денежных средств на ремонт ГТС д. Шерстни. Поручено начальнику сектора юридической работы администрации городского округа город Шахунья Б.А.Г., что при решении Шахунским районным судом о производстве ремонта ГТС д. Шерстни за счет средств бюджета администрации городского округа город Шахунья, обратиться с ходатайством в Шахунский районный суд об отсрочке решения суда на 2-3 года.

Согласно ст. 9 названного выше Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997, собственник обязан обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при его эксплуатации, при этом названной нормой закона не предусмотрена обязанность собственника ГТС по разработке расчета волны прорыва и представлении такого расчета в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

На основании вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что поскольку Администрация городского округа город Шахунья является собственником плотины Шерстневского пруда, то в силу ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязана составить декларацию безопасности ГТС, в которой должны быть отражены критерии безопасности.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по составлению декларации нецелесообразно, поскольку плотина подлежит капитальному ремонту на основании другого решения суда, в ходе которого и будет составлена указанная декларация, является неубедительным.

Решением Шахунского районного суда от 13 марта 2014 года (л.д. 29-31) Администрация городского округа Шахунья была лишь обязана провести капитальный ремонт ГТС Шерстневского пруда, а вопрос о составлении декларации безопасности данного гидротехнического сооружения не обсуждался. Поэтому обжалуемое решение не противоречит решению того же суда от 13 марта 2014 года.

Кроме того, как следует из изложенного выше декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений необходима и должна быть, как при их вводе в эксплуатацию, так и при выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией.

Таким образом, декларация безопасности на гидротехническое сооружение также при том состоянии ГТС, которое требует капитального ремонта, в любом случае должна быть.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и противоречат законодательству об эксплуатации гидротехнических сооружений, а поэтому жалоба не может быть удовлетворена.

Решение суда первой инстанции является правильным, законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Шахунского городского суда Нижегородской области от 05 июня 2014 года по данному делу — оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы администрации городского округа город Шахунья Р. — без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *