Исковое заявление о солидарном взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением трудовых отношений удовлетворено правомерно, так как исполнение истцом трудовых обязанностей в должности председателя собрания представителей муниципального образования в спорный период ответчиками не опровергнуто, также установлено, что трудовой договор с истцом прекращен фактически по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 ТК РФ, доказательств, свидетельствующих о том, что прекращение трудовых

Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19.08.2014 N 33-699/14 по делу N 2-150/14

Судья Токшарова Н.И. Дело N 2-150/14

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Лобыкина С.Н.,

судей: Кошкиной М.Г., Бельмас И.Ю.,

при секретаре судебного заседания: Г.,

рассмотрев 19 августа 2014 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по иску К. к муниципальному образованию «поселок Ягодное», администрации муниципального образования «поселок Ягодное», Собранию представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» о солидарном взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением трудовых отношений, по апелляционной жалобе Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 09 июня 2014 года, которым иск удовлетворен частично.

С муниципального образования «поселок Ягодное» в лице его представительного органа — Собрания представителей за счет средств казны муниципального образования «поселок Ягодное» в пользу К. взыскана компенсация в соответствии со статьей 279 ТК РФ в размере <…….> рублей. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное» Р., настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

К. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «поселок Ягодное», администрации муниципального образования «поселок Ягодное», Собранию представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» о солидарном взыскании денежной компенсации в связи с досрочным прекращением трудовых отношений в размере <…….> рублей.

В обоснование иска указал, что 05 мая 2011 года был избран на должность председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное», и замещал ее до 21 января 2014 года, до принятия Собранием представителей решения N… «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное».

Указанное решение Собранием представителей муниципального образования «поселок Ягодное» принято в отсутствие его виновных действий (бездействия).

Полагал, что трудовые отношения, возникшие в связи с замещением указанной должности на постоянной основе, были прекращены по инициативе уполномоченного органа.

Уставом муниципального образования «поселок Ягодное» предусмотрено предоставление депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе гарантий, предусмотренных ТК РФ.

Собрание представителей муниципального образования «поселок Ягодное», в силу закона и положений Устава является юридическим лицом, а его председатель, осуществляющий полномочия на постоянной основе, возглавляет и организует деятельность данного юридического лица.

Указал, что должность председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное», осуществляющего полномочия на постоянной основе, по смыслу статьи 273 ТК РФ следует отнести к категории «руководитель организации».

В свою очередь, в отношении руководителей организации трудовое законодательство (ст. 278 ТК РФ) предусматривает дополнительные основания для прекращения трудового договора, к числу которых относится принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 ТК РФ).

Полагал, что решение Собрания представителей «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное» N… от 21 января 2014 года, фактически является решением уполномоченного органа юридического лица о прекращении трудового договора заключенного с ним, как руководителем организации.

По изложенным причинам считал, что имеет право на предоставление гарантий, предусмотренных статьей 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

В судебном заседании, состоявшемся 30 мая 2014 года, истец, действуя через своих представителей, увеличил размер иска и просил суд взыскать с ответчика компенсацию в сумме <…….> рублей исходя из среднего заработка в размере <…….> рублей (л.д. 139).

По результатам рассмотрения дела Ягоднинским районным судом 09 июня 2014 года постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Собранием представителей муниципального образования «поселок Ягодное» поставлен вопрос об отмене судебного постановления и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В качестве оснований к отмене решения суда ответчик указывает, что суд необоснованно отождествил правовой статус руководителя организации и председателя Собрания представителей муниципального образования. Полагает, что председатель представительного органа местного самоуправления не является руководителем в том смысле, какой заложен гражданским и трудовым законодательством, поскольку не наделен какими-либо полномочиями, кроме сугубо организационных. Публично-правовые функции Собрания представителей реализуются посредством принятия решений непосредственно данным органом местного самоуправления. Единолично председатель Собрания представителей не вправе принимать каких-либо решений от имени данного органа и обладает равным статусом по сравнению с иными депутатами Собрания представителей, за исключением условий осуществления своих полномочий (на постоянной основе).

Выражает несогласие с выводом суда о наличии оснований для применения для разрешения спора положений пункта 2 статьи 278 ТК РФ, поскольку Собрание представителей не может считаться уполномоченным органом юридического лица.

Указывает, что возможность прекращения полномочий председателя Собрания представителей, по решению представительного органа местного самоуправления, является следствием служебного характера данных полномочий, основанного на результатах мандата, полученного по решению большинства членов данного органа.

Ссылается на специальное регулирование отношений, связанных с осуществлением депутатами Собрания представителей своих полномочий и их особый правовой статус.

Полагает, что поскольку должность председателя Собрания представителей не отнесена к муниципальным должностям, положения части 2 статьи 107 Устава муниципального образования «поселок Ягодное» о предоставлении гарантий, предусмотренных ТК РФ, на нее не распространяется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Нормам указанного Федерального закона корреспондируют положения Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области (далее — Устав), в котором определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности Собрания представителей муниципального образования «<адрес>», являющегося представительным органом муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области (ч. 1 ст. 24 Устава).

Частями 1 и 2 статьи 24 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области определено, что Собрание представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» является представительным органом муниципального образования «Поселок Ягодное» Магаданской области и состоит из 10 депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно части 4 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 37 Устава, депутаты из своего состава избирают председателя Собрания представителей, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.

Порядок работы Собрания представителей определяется его Регламентом, принятым Собранием для решения вопросов внутренней организации и деятельности представительного органа муниципального образования (п. 6 ст. 21, ст. 22 Устава) (далее — Регламент).

Как следует из материалов дела и установлено судом, председателем Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» решением представительного органа N… от 05 мая 2011 года избран депутат К., являющийся истцом по настоящему делу.

В соответствии с принятым решением К. приступил к исполнению обязанностей председателя СП МО «Поселок Ягодное» (л.д. 11).

Решением Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» N… от 21 января 2014 года К. на основании письменного требования депутатов Собрания представителей об отзыве и досрочном прекращении полномочий председателя Собрания представителей, в соответствии с пп. «б» пункта 8.1 статьи 8 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», утвержденного постановлением Собрания представителей N… от 13 марта 2007 года, результатами тайного голосования был освобожден от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» (л.д. 12).

Сведения о выполнении истцом работы по должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» в период с 05 мая 2011 года по 21 января 2014 года внесены в трудовую книжку истца (л.д. 7-10).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, что установлено частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Исчерпывающий перечень выборных органов и должностных лиц местного самоуправления приведен в статье 23 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», к ним относятся: Собрание представителей п. Ягодное — представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования «Поселок Ягодное» — высшее должностное лицо муниципального образования; администрация муниципального образования «Поселок Ягодное» — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Другие выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования «Поселок Ягодное» не предусмотрены.

Уставом муниципального образования «Поселок Ягодное» предусмотрено, что Собрание представителей обладает правами юридического лица (ч. 5 ст. 24), имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности (ч. 6 ст. 24), по вопросам организации своей деятельности принимает регламент (п. 6 ч. 1 ст. 25), определяет порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 25), избирает из своего состава председателя Собрания (ч. 4 ст. 24), принимает решение об освобождении председателя Собрания представителей (ч. 5 ст. 37) и т.д.

Полномочия Собрания представителей по вопросам организации его деятельности предусмотрены также в статье 42 Устава.

Из материалов дела следует, что ранее Ягоднинским районным судом рассматривалось гражданское дело по заявлению К. об оспаривании решения Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» «Об освобождении от должности председателя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ягодное» N… от 21 января 2014 года, по которому 10 февраля 2014 года принято решение, вступившее в законную силу 30 апреля 2014 года (дело N…, N…; л.д. 102-120).

В рассмотрении указанного дела принимали участие те же лица.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В ходе рассмотрения указанного дела установлено, что, не обладая собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ), председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное», не является ни выборным должностным лицом местного самоуправления, ни должностным лицом местного самоуправления.

Председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» избирается из числа депутатов не как должностное лицо местного самоуправления для решения вопросов местного значения, а как должностное лицо представительного органа местного самоуправления.

По изложенным причинам, правовое регулирование, установленное для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. выборных, а также муниципальных служащих, включая установленные для данной категории лиц гарантии и компенсации, для разрешения настоящего спора применено быть не может.

Председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» наделен полномочиями по представлению Собрания представителей в отношениях с жителями муниципального образования, органами государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальными органами; осуществлению руководства подготовкой заседаний Собрания; созыву заседаний Собрания; их ведению; принятию мер по обеспечению гласности в работе Собрания; координации деятельности комитетов (комиссий); руководству работой аппарата Собрания; приему граждан и рассмотрению их обращений; распоряжению денежными средствами, предусмотренными в бюджете муниципального образования на содержание и обеспечение деятельности Собрания и др.

В пределах предоставленных полномочий председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» издает распоряжения, постановления (часть 4 статьи 24, части 1 и 2 статьи 37 Устава муниципального образования «Поселок Ягодное», статья 6 Регламента Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное»).

Разрешая спор суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии между председателем Собрания представителей, осуществляющим свои должностные обязанности за плату на постоянной основе и указанным представительным органом местного самоуправления, трудовых отношений, основанных на срочном трудовом договоре (ограничение срока действия трудового договора периодом исполнения обязанностей по данной должности и сроком полномочий депутата Собрания представителей), хоть и не оформленного надлежащим образом, но признанного судом заключенным.

Исполнение истцом трудовых обязанностей по должности председателя Собрания представителей муниципального образования «Поселок Ягодное» в период с <дата> по <дата> ответчиками не опровергнуто.

Коллегия полагает правильным и вывод суда первой инстанции о том, что исходя из полномочий и компетенции предоставленной председателю Собрания представителей, данная должность подлежит отнесению к категории руководителей, а прекращение полномочий истца как лица, замещавшего данную должность, следует рассматривать как прекращение заключенного с ним трудового договора.

Досрочное прекращение полномочий председателя Собрания представителей, равно как и избрание (назначение) на данную должность, в силу закона и положений Устава муниципального образования «пос. Ягодное», относится к исключительной компетенции данного представительного органа местного самоуправления, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, последний является уполномоченным органом юридического лица, правомочным на принятие решения о прекращении трудового договора с председателем Собрания представителей.

В судебном заседании установлено, что трудовой договор с истцом <дата> прекращен фактически по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 ТК РФ. Доказательств, свидетельствующих о том, что прекращение трудовых отношений с истцом имело место по иным основаниям, ответчиком не представлено.

Выводы суда первой инстанции, а также мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, в решении приведены и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Пунктом 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии между сторонами спора трудовых отношений, основанных на срочном трудовом договоре, замещении истцом должности фактически руководителя организации, прекращении трудовых отношений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскания в пользу истца компенсации, гарантированной статьей 279 ТК РФ, в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка, следует признать правильным, основанным на обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих данные отношения.

Каких-либо возражений относительно размера взысканной судом компенсации апелляционная жалоба ответчика не содержит.

С учетом изложенного, коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции определены правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права по делу не допущено, в связи с чем оснований, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь положениями статей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ягоднинского районного суда от 09 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания представителей муниципального образования «пос. Ягодное» — без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья
Магаданского областного суда
С.Н.ЛОБЫКИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *