Иск о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным требованиям, удовлетворен правомерно, поскольку факт того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, а также состоит на соответствующем учете в уполномоченном органе, доказан.

Апелляционное определение Липецкого областного суда от 03.09.2014 по делу N 33-2350/2014


Судья Бенсман И.Л.

Докладчик Фомина Н.В.


Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Н.В.,

судей Степановой Н.Н. и Долговой Л.П.

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 24 июня 2014 года, которым постановлено:

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить З. ФИО11 на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в пользу З. ФИО12 судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.В., судебная коллегия


установила:

З. обратилась в суд, с учетом уточненных требований, с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным требованиям.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на соответствующем учете в администрации г. Липецка, имеет право на обеспечение жильем, однако до настоящего времени им не обеспечена.

Представитель ответчика по доверенности исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие у истицы права на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица администрации г. Липецка в судебном заседании исковые требования сочла необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области просит об отмене решения, полагая, что решение вынесено с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы ссылался на то, что порядковый номер очереди истицы в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 372, а дети-сироты, состоящие в очереди впереди истицы, еще не обеспечены жильем. Полагал, что, поскольку нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма исключены из Жилищного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении данного иска должна быть применена норма Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" о предоставлении жилых помещений детям-сиротам на основании сводного списка, а исполнение постановленного решения повлечет за собой нарушение очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам, а, следовательно, нарушение их жилищных прав.

В отзыве на данную жалобу истица З. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности Ц., поддержавшего положения апелляционной жалобы, истицу З. и ее представителя Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Из материалов дела усматривается, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована в общежитии, жилого помещения на праве собственности не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включена в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилым помещением, порядковый номер ее очереди в сводном списке - 372. Это обстоятельство никем не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 1 статьи 9.1 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

При указанных обстоятельствах, исходя из анализа приведенных норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных З. исковых требований.

Доводы жалобы о необходимости предоставления жилых помещений детям-сиротам на основании сводного списка уже были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия, поскольку доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ссылка ответчика, что законом Липецкой области определен иной порядок обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и что данный закон в этой части не признан недействующим, не может повлечь отмены судебного решения, поскольку суд правомерно применил федеральный закон- как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

Ссылки жалобы о нарушении жилищных прав иных детей-сирот правового значения не имеют, поскольку и иные дети- сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, поскольку федеральное законодательство не связывает право З. на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.

В целом доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права, что само по себе не свидетельствует о незаконности постановленного судебного решения.

Суд полно и правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и, проанализировав их, постановил законное и обоснованное решение, а потому оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области - без удовлетворения.