О признании недействующим пункта 1 решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 N 33 О контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город Владивосток.

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18.06.2003

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края РФ в составе:

председательствующего судьи                         Палагеша М.В.,  при секретаре                                     Дегтяревой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Думы города Владивостока на бездействие главы администрации города Владивостока и жалобе администрации города Владивостока на решение представительного органа местного самоуправления — Думы города Владивостока,

установил:

Дума г. Владивостока обратилась в суд с жалобой на бездействие администрации г. Владивостока, указав, что 04.10.2001 Думой принято решение N 33 «О контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город Владивосток», согласно которому глава администрации г. Владивостока обязан в 3-дневный срок предоставить Думе г. Владивостока копии постановлений и распоряжений. Это соответствует п.п. 6 п. 3 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц находится в исключительном ведении представительных органов и невозможен без получения полной информации о деятельности этих органов. Однако данное решение администрацией г. Владивостока не выполняется, так как указанные документы направляются только выборочно. В адрес главы администрации г. Владивостока 04.10.2001 был направлен депутатский запрос о передаче муниципального недвижимого имущества в иные формы собственности, ответ на который в соответствии со ст. 9 Закона ПК «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае» должен быть дан в двухнедельный срок. Однако, несмотря на неоднократные обращения в администрацию города, прокуратуру г. Владивостока, ответ так и не получен. Просят признать указанное бездействие незаконным.

Администрация г. Владивостока обратилась в суд с жалобой на решение N 33 Думы г. Владивостока от 04.10.2001 «О контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город Владивосток», п. 1 которого обязывает должностных лиц местного самоуправления направлять в Думу г. Владивостока в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня издания копии всех постановлений и распоряжений. Данное решение противоречит федеральному и местному законодательству, Уставу муниципального образования г. Владивосток, согласно которым осуществление исполнительно-распорядительной деятельности отнесено к полномочиям исполнительных органов, в которые представительный орган не вправе вмешиваться, органы местного самоуправления, в пределах, установленных законом, обладают полнотой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа. Поэтому в Думу г. Владивостока должны представляться не все правовые акты, издаваемые уполномоченными лицами администрации г. Владивостока, а только те, которые имеют отношение к основным направлениям деятельности исполнительного органа местного самоуправления. Просят признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 N 33 «О контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город Владивосток».

В судебном заседании представитель Думы г. Владивостока поддержал жалобу Думы г. Владивостока, подтвердил основания и доводы, изложенные в ней, доводы жалобы администрации г. Владивостока не признал и пояснил, что в соответствии с п.п. 6 п. 3 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Представительный орган вправе осуществлять контроль за деятельностью указанных лиц, что дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительным органом решений и следить за законностью действий других органов местного самоуправления. Также согласно п. 5 ст. 16 указанного закона глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления, возложение обязанности по предоставлению документов нельзя рассматривать в качестве вмешательства в исполнительно-распорядительную деятельность. Решение принято в рамках закона, обязательно к исполнению, однако администрация г. Владивостока воспрепятствовала осуществлению контроля за деятельностью, полномочия представительного органа были нарушены и ограничены.

Полагают, что администрацией г. Владивостока пропущен срок обращения с заявлением в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Доводы администрации г. Владивостока о том, что Регламентом Думы г. Владивостока не предусмотрено представление всех правовых актов, издаваемых главой администрации и заместителями главы администрации, являются несостоятельными, поскольку Регламент не должен касаться таких частных вопросов, для этого издается конкретное распоряжение.

Представитель администрации г. Владивостока не признал жалобу Думы г. Владивостока, поддержал основания и доводы, изложенные в жалобе администрации г. Владивостока и показал, что оспариваемое решение противоречит ст. 47 Устава города, согласно которой городская Дума, осуществляя свою деятельность, не вправе вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность администрации г. Владивостока; органы и должностные лица администрации города предоставляют информацию и документы в соответствии с порядком, установленным Регламентом городской Думы. Регламентом Думы г. Владивостока не предусмотрено представление всех правовых актов, издаваемых главой администрации и заместителями главы администрации. Кроме того, часть правовых актов заместителей главы администрации относится к регулированию трудовых правоотношений между главой администрации и муниципальными служащими администрации. Указанная деятельность не относится непосредственно к деятельности органов местного самоуправления, а регламентируется Трудовым кодексом РФ. Во исполнение нормативных актов, устанавливающих перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления, в Думу г. Владивостока должны представляться не все правовые акты, издаваемые уполномоченными лицами администрации г. Владивостока, а только те, которые имеют отношение к основным направлениям деятельности исполнительного органа местного самоуправления; осуществление контроля не предполагает обращения к индивидуальным актам, регламентирующим внутренний распорядок функционирования исполнительного органа местного самоуправления по осуществлению полномочий, возложенных федеральными законами, Уставом города. Оснований для признания незаконным бездействия главы администрации по исполнению депутатского запроса депутатов Думы г. Владивостока от 04.10.2001 отсутствует, поскольку 31.10.2001 в Думу города поступил ответ на данный запрос от 30.10.2001 N 6960Д. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст. 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 239.5 ГПК РСФСР.

Суд, выслушав доводы представителей Думы г. Владивостока и администрации г. Владивостока, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает необходимым в удовлетворении жалобы Думе г. Владивостока отказать, жалобу администрации г. Владивостока удовлетворить по следующим основаниям.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления в соответствии с п.п. 6 ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» находится контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования г. Владивосток определены собственные полномочия главы администрации г. Владивостока, в пределах которых им осуществляется самостоятельная деятельность по предметам ведения местного самоуправления; издаются правовые акты в пределах осуществляемых полномочий в соответствии со ст. 37 Устава, которые не могут быть отменены или приостановлены Думой г. Владивостока ни по каким мотивам.

Городская Дума, осуществляя свою деятельность, в соответствии со ст. 47 Устава города Владивостока не вправе вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность администрации города. Органы и должностные лица администрации города представляют информацию и документы для рассмотрения вопроса городской Думой в соответствии с порядком, установленным Регламентом городской Думы.

В настоящее время Регламентом Думы г. Владивостока, утвержденным решением Думы города Владивостока от 04.07.2001 N 8, не предусмотрено представление всех правовых актов, издаваемых главой администрации и заместителями главы администрации города Владивостока в Думу г. Владивостока в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня их издания.

Кроме этого, указанным решением Дума г. Владивостока, не являясь работодателем в отношении должностных лиц администрации г. Владивостока, фактически приняла решение по вопросу правил внутреннего трудового распорядка, что регламентируется Трудовым кодексом РФ и непосредственно к деятельности органов местного самоуправления не относится, тем самым вмешавшись в компетенцию главы администрации г. Владивостока, не имея в соответствии с Уставом г. Владивостока соответствующих на то полномочий.

В данном случае оспариваемое решение Думы г. Владивостока противоречит ст. ст. 14, 15, 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закону Приморского края «О местном самоуправлении в Приморском крае», ст. ст. 36, 37, 42, 47 Устава муниципального образования г. Владивосток, а также п. 2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной в Российской Федерации в соответствии с ФЗ РФ от 11.04.1998 N 55-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полнотой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

Оснований для признания незаконным бездействия главы администрации г. Владивостока по исполнению депутатского запроса депутатов Думы г. Владивостока от 04.10.2001 у суда не имеется, так как, согласно исследованным в судебном заседании материалам дела, 31.10.2001 в Думу г. Владивостока поступил соответствующий ответ на данный запрос от 30.10.2001 N 6960Д, вследствие чего, жалоба Думы г. Владивостока не подлежит удовлетворению за необоснованностью заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 — 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Думе города Владивостока в удовлетворении жалобы отказать.

Жалобу администрации города Владивостока удовлетворить.

Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 решения Думы города Владивостока от 4 октября 2001 года N 33 «О контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования город Владивосток».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в десятидневный срок.

Председательствующий судья
М.В.ПАЛАГЕША

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *