О признании недействующими абзаца 1 части 6 статьи 48, а также абзаца 2 части 6 статьи 48 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164, в части установления субсидиарной ответственности Администрации города Смоленска от имени города Смоленска по обязательствам иных учреждений, кроме муниципальных казенных учреждений.

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.06.2012

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи) Кудряшова А.В.

при секретаре Б.В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Смоленской области о признании в части противоречащим закону Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. N 164,

установил:

Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением об оспаривании абзацев 1 и 2 части 6 статьи 48 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. N 164, сославшись на противоречие абз. 1 ч. 6 ст. 48 Устава требованиям абз. 1 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления субъекта правоотношений, которому предоставлено право создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (согласно абз. 1 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска таким субъектом определена Администрация г. Смоленска, тогда как в соответствии с Законом подобное право предоставлено муниципальному образованию), а также на противоречие абз. 2 ч. 6 ст. 48 требованиям абз. 3 ч. 4 ст. 51 того же Федерального закона в части установления пределов субсидиарной ответственности органов местного самоуправления по обязательствам муниципальных учреждений (согласно абз. 2 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска Администрация г. Смоленска субсидиарно отвечает от имени города Смоленска по обязательствам муниципальных учреждений, тогда как в соответствии с Законом подобная ответственность органа местного самоуправления установлена только в отношении обязательств муниципальных казенных учреждений).

Представитель прокуратуры Смоленской области Юрченкова Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила признать оспариваемые положения Устава города Смоленска противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Смоленского городского Совета Б.Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления, признав несоответствие оспариваемых норм Устава города Смоленска требованиям упомянутого Федерального закона.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

По правилам ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По делу установлено, что решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164 принят Устав города Смоленска в новой редакции, который в настоящее время действует с учетом последних изменений, внесенных решением Смоленского городского Совета от 27.12.2011 N 541.

Текст Устава города Смоленска в новой редакции опубликован в официальных печатных изданиях: «Смоленские новости», N 71, 22.12.2005 и «Рабочий путь», N 284, 23.12.2005.

В соответствии с абз. 1 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска Администрация города Смоленска может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Данная норма Устава города Смоленска соответствовала абз. 1 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции действовавшей до 01.01.2011 г., согласно которому «органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения».

В силу ст. 19 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившей в силу с 01.01.2011 г., в абз. 1 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «Органы местного самоуправления» заменены словами «Муниципальные образования».

Таким образом, с 01.01.2011 г. абз. 1 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ действует в новой редакции, согласно которой право на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, предоставлено муниципальным образованиям.

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ныне действующей редакции определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, тогда как под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из изложенного, абз. 1 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска в части установления субъекта правоотношений, которому предоставлено право создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения противоречит правовым предписаниям, содержащимся в абз. 1 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку оспариваемой нормой Устава Администрация г. Смоленска, являясь исполнительно-распорядительным органом города Смоленска (ст. 2 Устава города Смоленска), необоснованно наделена полномочиями самого муниципального образования, каковым в силу положений ст. 1 Устава является город Смоленск.

В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска Администрация города Смоленска от имени города Смоленска субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Данная норма Устава города Смоленска соответствовала абз. 3 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции действовавшей до 01.01.2011 г., согласно которому «органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом».

В силу ст. 19 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившей в силу с 01.01.2011 г., в абз. 3 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слово «учреждений» заменено словами «казенных учреждений».

Таким образом, с 01.01.2011 г. абз. 3 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ действует в новой редакции, согласно которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам исключительно муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

По правилам ч. ч. 1, 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Исходя из изложенного, абз. 2 ч. 6 ст. 48 Устава города Смоленска в части установления пределов субсидиарной ответственности органов местного самоуправления по обязательствам муниципальных учреждений противоречит правовым предписаниям, содержащимся в абз. 3 ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку оспариваемой нормой Устава необоснованно расширены пределы ответственности Администрации города Смоленска, которая от имени города Смоленска субсидиарно отвечает по обязательствам всех муниципальных учреждений, тогда как законом данная ответственность ограничена только обязательствами муниципальных казенных учреждений.

До настоящего времени оспариваемые прокурором положения Устава города Смоленска в соответствие с федеральным законодательством Смоленским городским Советом не приведены (л.д. 7 — 22).

При таком положении, с учетом положений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» имеются основания для признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 1 части 6 статьи 48 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. N 164, а также абзаца 2 части 6 статьи 48 того же муниципального правового акта в части установления субсидиарной ответственности Администрации города Смоленска от имени города Смоленска по обязательствам иных учреждений кроме муниципальных казенных учреждений.

Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 части 6 статьи 48 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. N 164.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 части 6 статьи 48 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. N 164 в части установления субсидиарной ответственности Администрации города Смоленска от имени города Смоленска по обязательствам иных учреждений кроме муниципальных казенных учреждений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий
А.В.КУДРЯШОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *