Заявление об обязании запретить эксплуатацию лифта удовлетворено, поскольку по истечении назначенного срока службы лифта не произведена в установленном порядке оценка его соответствия специальным требованиям безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Определение Ленинградского областного суда от 03.09.2014 N 33-4413/2014


Судья Гомзяков А.Г.


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Нестеровой М.В.

судей Озерова С.А., Герман М.В.

при секретаре А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 июля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н.,


установила:

Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" об обязании запретить эксплуатацию лифта с регистрационным номером N 033270, 1985 года установки, расположенного по адресу: <адрес>, до проведения оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, специальным требованиям безопасности лифта организацией, аккредитованной (уполномоченной) в установленном порядке, и до получения заключения о продлении срока его использования.

В основание требований указал на то, что по итогам внеплановой проверки государственным инспектором по надзору за лифтами и эскалаторами Северо-Западного управления Ростехнадзора составлен акт от 22.03.2013 года N 10-2201-1944/А, в соответствии с которым нарушения, указанные в предписании от 28.01.2013 года N 10-82-142/ПР, ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" не устранены в полном объеме, а именно: ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" осуществляет эксплуатацию лифта с регистрационным номером N 0332703, по истечении назначенного срока службы и при отсутствии оценки их соответствия специальным требованиям безопасности организацией, аккредитованной (уполномоченной) в установленном порядке, и заключения о продлении сроки его использования. Указанное нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизнедеятельности.

В суде представитель прокурора поддержал предъявленные требования по основаниям указанным в заявлении.

Представитель ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" в суде заявленные прокурором требования не признал.

02 июля 2014 года Выборгским городским судом постановлено решение, которым заявление Выборгского городского прокурора удовлетворено.

ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" не согласилось с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В основание жалобы указало на то, что при принятии решения судом не были учтены заключения ООО "Северное сияние" по оценке соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, которые являются доказательством, свидетельствующим о соответствии лифтов требованиям регламента и продлении срока безопасной эксплуатации лифтов. ООО "Северное сияние" является уполномоченным органом по сертификации. Исполнением решения будут ухудшены потребительские качества квартир и нежилых помещений, нарушены права собственников помещений в многоквартирном доме.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом (факсимильной связью) извещенного о месте и времени судебного заседания.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

Материалами дела подтверждается, что в управлении ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" находится многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Таким образом, обязанность по обеспечению содержания лифтов в указанном доме в исправном состоянии и по организации их надлежащего обслуживания и ремонта лежит на ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области".

Из материалов дела следует, что 22.03.2013 Северо-Западным управлением Ростехнадзора совместно с ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" проведена внеплановая проверка выполнения предписания от 28.01.2013 N 10-82-142/ПР, выданного Северо-Западным управлением Ростехнадзора ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области". По итогам которой, государственным инспектором по надзору за лифтами и эскалаторами Северо-Западного управления Ростехнадзора составлен акт от 22.03.2013 N 10-2201-1944/А, сделаны выводы, что нарушения, указанные в предписании от 28.01.2013 N 10-82-142/ПР, не устранены в полном объеме, а именно: управляющая компания осуществляет эксплуатацию лифтов по истечении назначенного срока службы и при отсутствии оценки их соответствия специальным требованиям безопасности организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном в Российской Федерации, и заключения о продлении срока их использования.

Согласно положениям п. 3.4, п. 5 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (далее - Технический регламент), при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию; по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия. Оценка соответствия осуществляется в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента.

Статьей 6 Технического регламента установлен порядок подтверждения соответствия лифта и устройств безопасности лифта перед их выпуском в обращение (для серийного выпуска, для разового изготовления) (п. 1 - 2 регламента), порядок оценки соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию (п. 3 регламента), порядок оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы (п. 4 регламента).

Пункт 5 ст. 6 Технического регламента устанавливает оценку соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, путем проведения в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Во исполнение соблюдения требований Технического регламента 13.05.2013 Правительством РФ принято Постановление N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза", согласно которому государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется: 1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации; 2) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) (подп. "в" п. 1).

Согласно ст. 2 Технического регламента эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.

По смыслу указанных положений, на стадии перед выпуском лифта и устройств безопасности лифта в обращение, а также их монтажа уполномоченным органом по обеспечению контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, правопреемником которого согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 является Федеральная служба по аккредитации; на стадии эксплуатации - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Как следует из материалов дела, ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" представлено заключение по результатам оценки соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, выполненное ООО "Северное сияние" от 18.06.2013 в отношении лифта с регистрационным номером 033270, из которого следует, что ООО "Северное сияние" аккредитовано 25.03.2013 Федеральной службой по аккредитации на период до 11.11.2015 (аттестат N РОСС RU.0001.17ЛФ36).

Учитывая, что Федеральная служба по аккредитации не является государственным органом, осуществляющим государственный контроль ни на стадии эксплуатации лифта в период срока службы, ни на стадии по истечении назначенного срока службы до проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия, и на нее иными нормативными актами возложена обязанность по аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, то оснований считать, что заключение от 18.06.2013 в отношении лифта с регистрационным номером 033270, было выдано уполномоченным органом не имеется.

В силу п. 5.3 и п. 5.4 ст. 6 Технического регламента на основании результатов обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, оформляется заключение, содержащее, условия и возможный срок продления использования лифта, рекомендации по модернизации или замене лифта. При отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению.

Таким образом, законодатель связывает установление срока использования лифта, отработавшего назначенный срок службы, по результатам обследования в целях оценки соответствия лифта только при выполнении условий продления срока эксплуатации.

Представленное заключение содержит вывод о возможности продления срока службы лифта с регистрационным номером 033270 до июня 2019 г., при соблюдении условий, указанных в п. 7.1 (подп. "б", "е").

Доказательства соблюдения условий продления срока эксплуатации материалы дела не содержат.

В силу требований ст. 1065 ГК РФ причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил заявление прокурора об обязании запретить эксплуатацию лифта, отработавшего назначенный срок службы.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда


определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" - без удовлетворения.