Требования прокурора об обязании установить зону охраны объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта удовлетворены, поскольку на органы местного самоуправления действующим законодательством возложена обязанность по осуществлению мероприятий содержания и благоустройства находящихся на их территориях объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.

Определение Ленинградского областного суда от 18.06.2014 N 33-3073/2014

Судья Гомзяков А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Нестеровой М.В.

судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

при секретаре А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Красносельское сельское поселение» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <…>, которым удовлетворены требования Выборгского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании установить зону охраны объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя администрации МО «Красносельское сельское поселение» по доверенности Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее — МО) «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании установить зону охраны объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области исполнения федерального законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества установлено, что в <адрес> находится воинское захоронение N представляющее собой «Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами», код памятника: N, на захоронении установлен обелиск, сделанный из гранитных блоков. Согласно сведениям ответчика, воинское захоронение N находится в собственности поселения. В ходе прокурорской проверки было выявлено, что под воинским захоронением N не установлены зона охраны воинского захоронения и зона охраняемого ландшафта, которые в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к полномочиям администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

По утверждению прокурора, отсутствие зоны охраны объекта культурного наследия и обременения земельного участка под воинским захоронением N 45, нарушает требования земельного законодательства и может привести к утрате объекта культурного наследия, незаконному отчуждению и использованию земельного участка, нарушит конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, основываясь на положениях ст. ст. 5, 6 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ч. 1 ст. 33, абз. 1 ч. 1 ст. 34, абз. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1954 годов», ст. 94, ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 4, 20 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор просил суд обязать администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону охраны объекта культурного наследия воинского захоронения N и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия воинского захоронения N «Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами», расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности Б. в заседании суда возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, в объяснениях указывала на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, полагая, что надлежащим ответчиком является администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области, которая осуществляет функции по распоряжению землями на территории Выборгского района, также отметила, что не установлено значение объекта культурного наследия, просила в удовлетворении требований прокурора отказать.

Решением Выборгского городского суда от <…> исковые требования Выборгского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании установить зону охраны объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия удовлетворены.

Администрация МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону охраны объекта культурного наследия воинского захоронения N и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия воинского захоронения N «Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами», расположенного по адресу: <адрес>

Администрация МО «Красносельское сельское поселение» не согласившись с законностью и обоснованностью принятого решения подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией МО «<адрес>». Земельный участок, на котором расположен указанный объект культурного наследия не состоит в реестре муниципальной собственности МО «Красносельское сельское поселение», зонирование территории производится администрацией района. Воинское захоронение N является объектом культурного наследия регионального значения. Согласно нормам действующего законодательства в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. При этом разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков.

Таким образом, администрация МО «Красносельское сельское поселение» считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к незаконному и необоснованному решению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается учетной карточкой воинского захоронения, списком погибших во время зимней войны СССР с белофиннами в период 1939 — 40 годов и похороненных в братской могиле, сведениями администрации МО «Красносельское сельское поселение» <адрес>, что на территории МО <адрес> имеется воинское захоронение N представляющее собой «Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами», код памятника: N, на захоронении установлен обелиск, сделанный из гранитных блоков. На передней грани обелиска закреплена мраморная доска с надписью «Вечная слава бойцам павшим в боях за нашу советскую Родину в 1939 и 1941 — 1945 гг.». Перед ней у подножья обелиска находится гранитная плита с именами Героев Советского Союза, погибших 13 декабря 1939 года: <ФИО10>, <ФИО11> и <ФИО12> Слева на бетонном основании в 2010 году установлена металлическая табличка с фамилиями <ФИО13> (пог. 15.04.1944), <ФИО14> (пог. 19.06.1944) и <ФИО15> (пог. 19.12.1939).

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из Преамбулы к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия,

Согласно ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1).

Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (абзац 1 части 2).

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с п. 4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции разрешая дело, пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальный сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.

Стоит также отметить, что выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчиков создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

При указанных обстоятельствах, утверждение представителя ответчика о том, что данный памятник является памятником регионального значения, в связи с чем на администрацию МО «Красносельское сельское поселение» не возложена обязанность по установлению охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта является необоснованным, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что данный памятник является памятником местного значения.

Таким образом, при рассмотрении дела, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Решение суда является мотивированным и основано на требованиях вышеприведенного федерального законодательства и собранных по делу доказательствах.

Довод жалобы о том, что администрация МО «Красносельское сельское поселение» является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит необоснованным по вышеизложенным основаниям.

Ссылку подателя жалобы об отсутствии финансирования на выполнение мероприятий по установлению охранной зоны памятника культурного наследия местного значения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной. Отсутствие необходимого финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения переданных ему полномочий.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, к неверному толкованию положений федерального и областного законодательства в их совокупности, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ не является правовым основанием к отмене решения суда в апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <…> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Красносельское сельское поселение» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *