О признании недействительным Закона Ленинградской области от 10.06.1997 N 13-ОЗ О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области.

Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 06.04.1998 по делу N 3-12/98

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе председательствующего судьи Алексеева А.Н. с участием прокурора Бородина А.М. при секретаре Ильиной Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействительным Закона Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области», установила:

прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействительным Закон Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области», принятый Законодательным собранием Ленинградской области 27 мая 1997 года, подписанный губернатором области 10 июня 1997 года.

Согласно данному закону с 1997 года вводится дополнительная проверка: соответствие качества (с выдачей областного сертификата безопасности) алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, ввозимой для реализации на территории Ленинградской области, запрещается реализация на территории области алкогольной продукции без областного сертификата безопасности, за исключением алкогольной продукции, производимой на территории Ленинградской области и города Санкт-Петербурга, Положение об областном сертификате безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Ленинградской области, утверждается Правительством Ленинградской области, за невыполнение или нарушение требований настоящего закона предусмотрена административная ответственность, указано, что он вступает в силу со дня официального опубликования Положения об областном сертификате безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Ленинградской области.

Прокурор полагал, что настоящий закон противоречит Конституции Российской Федерации, в частности, ст. 74 ч. 1 ее, им установлены препятствия для свободного перемещения товаров — алкогольной продукции на территории Российской Федерации, Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», в соответствии со ст. 2 которого «отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации», Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», ст. 10 которого предписано, что «порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом».

Участвующий в судебном заседании прокурор Бородин А.М. поддержал заявленные требования, также указал на отсутствие государственной регистрации в Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, вводимой законом системы сертификации и знаков соответствия, полагал, что указание в законе на его вступление в силу со дня опубликования Положения об областном сертификате безопасности алкогольной продукции не препятствует рассмотрению заявления прокурора области о признании его недействительным в суде.

Представитель Законодательного собрания Ленинградской области заявление прокурора не признал, считает принятый закон не противоречащим федеральному законодательству, изданным в развитие Закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», в соответствии со ст. 4 которого «к ведению субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции относятся: установление в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан…», кроме того, пояснил, что согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области к предметам совместного ведения отнесена и сертификация отдельных видов деятельности на территории Ленинградской области.

Представитель Губернатора Ленинградской области заявление прокурора также не признал, сославшись на отсутствие предмета судебного разбирательства, учитывая, что оспариваемый закон в силу не вступил.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Бородина А.М., полагавшего заявление прокурора Ленинградской области обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» «1) предметом надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов…»

«Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 ст. 21 настоящего федерального закона …, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными:», ст. 22 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в постановлении N 5 от 27 апреля 1993 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону». «Правовыми актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, принятые указанными выше органами и должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, то есть устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом …».

В связи с указанным судебная коллегия находит несостоятельными утверждения представителя Губернатора Ленинградской области об отсутствии предмета судебного разбирательства по тем основаниям, что оспариваемый областной закон не вступил в силу, т.к. его предметом является не защита чьих-либо нарушенных либо оспариваемых прав, а проверка соответствия Закона Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области» действующему федеральному законодательству.

Как следует из материалов дела, обжалуемый закон принят Законодательным собранием Ленинградской области 27 мая 1997 года, подписан Губернатором области 10 июня 1997 года.

В соответствии со ст. 74 Конституции Российской Федерации «1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О сертификации и услуг» «отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации».

Ст. 4 данного закона к полномочиям Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации отнесено формирование и реализация государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории Российской Федерации, проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, и др.».

Законом Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», в частности, ст. 5, 10 этого закона предписано, что порядок государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом.

Проанализировав указанные нормы федерального законодательства, судебная коллегия находит Закон Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области», которым с 1997 года введена обязательная дополнительная проверка соответствия качества (с выдачей областного сертификата безопасности) алкогольной продукции, ввозимой для реализации на территории Ленинградской области, запрещена реализация на территории области алкогольной продукции без областного сертификата безопасности, за исключением алкогольной продукции, производимой на территориях Ленинградской области и города Санкт-Петербурга, предусмотрена административная ответственность для граждан и должностных лиц за невыполнение или нарушения требований этого закона, возложена обязанность на Правительство Ленинградской области по утверждению Положения об областном сертификате безопасности алкогольной продукции, реализуемой на территории Ленинградской области, противоречащим этому федеральному законодательству, вводящим ограничения для свободного перемещения товаров, не предусмотренные законами РФ, принятым с превышением отнесенных к ведению субъекта РФ полномочий.

Ссылка представителя Законодательного собрания Ленинградской области на ст. 2 договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области, которой к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Ленинградской области, помимо предметов совместного ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относится сертификация отдельных видов деятельности, является несостоятельной, т.к. согласно ст. 6 этого договора «при отсутствии федерального закона или иных федеральных нормативных правовых актов по отдельным предметам совместного ведения Ленинградская область осуществляет собственное правовое регулирование.

После принятия соответствующего федерального закона или иного федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Не приведенные в соответствие с федеральным законодательством законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области применению не подлежат».

Как установлено при рассмотрении дела на момент оспариваемого закона Ленинградской области отношения в области сертификации, производства и оборота алкогольной продукции регулировались законами РФ «О сертификации продукции и услуг» от 27.12.1995 и «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 19.07.1995. Обоснование принятия Закона Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области» статьей 4 Закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», которой к ведению субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции отнесено установление в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан также не может быть признано правильным, т.к. согласно ст. 7 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» «обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации», ст. 4 этого закона на Госстандарт возложена обязанность по формированию и реализации государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории РФ, государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о противоречии принятого Законодательным собранием Ленинградской области Закона «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области» 27.05.1997 законодательству Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 2, 4, 7 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», ст. 4, 5, 10 Закона РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», ст. 191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:

Признать недействительным Закон Ленинградской области «О реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области», принятый Законодательным собранием Ленинградской области 27 мая 1997 года, подписанный Губернатором области 10 июня 1997 года, с момента его принятия.

Решение может быть опротестовано и обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок с момента его изготовления в окончательном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *