Иск о предоставлении жилого помещения удовлетворен, так как установлено, что истец имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ; дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 19.08.2014 по делу N 33-2462/2014

Судья Димова Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Голубь Е.С., Ушаковой И.Г.,

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19.08.2014 гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах П.В.И. к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской <адрес> о предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 19.06.2014, которым постановлено: исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах П.В.И. к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить П.В.И., <…> года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв. м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.

Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения П.В.И..

Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия

установила:

прокурор Частоозерского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК Российской Федерации) обратился в суд в интересах П.В.И. с иском к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующего санитарно-техническим и иным требованиям действующего законодательства, расположенного на территории с. Частоозерье Курганской области, площадью не менее 15 кв. м, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.

В обоснование требований указал, что П.В.И., <…> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены в отношении него родительских прав. Постановлением Администрации Частоозерского района от <…> N П.В.И. поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления П.В.И. жилого помещения.

В судебном заседании истец П.В.И. и действующий в его интересах помощник прокурора Частоозерского района К.А.М. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. П.В.И. дополнительно пояснил, что временно проживает по месту учебы в <адрес>, ранее проживал у приемных родителей в <адрес>, в настоящее время состоит в браке с П.Н.А., которая также является ребенком-сиротой и не имеет жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Частоозерского района по доверенности Д.А.Е. с иском согласился, право П.В.И. на получение жилья не оспаривал. Пояснил, что в с. Частоозерье Курганской области осуществляется строительство домов, в которых могут быть приобретены жилые помещения для детей-сирот, но предусмотренных бюджетом Курганской области субвенций для предоставления жилых помещений всем лицам указанной категории недостаточно. В связи с чем полагал, что на Правительство Курганской области следует возложить обязанность по финансированию данных расходных обязательств.

В судебном заседании представитель третьего лица органа опеки и попечительства по доверенности В.Л.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что П.В.И. был передан на воспитание в приемную семью, проживающую в <адрес>. Сведений о закреплении за ним жилого помещения не имеется.

Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства Курганской области по доверенности С.Н.А. поступили письменные возражения, в которых она просила рассмотреть дело без ее участия. Указала, что право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа исключено. Полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда указанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области предусмотрены, о чем свидетельствует Приложение N 15 к Закону Курганской области от 03.12.2013 N 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Истцом не представлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области обязательств по финансированию переданных полномочий, не представлено доказательств соблюдения Администрацией Частоозерского района Порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633. Финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. В иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 27-28).

Третье лицо Главное управление образования Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Сведений о причинах неявки не представило.

Третье лицо Финансовое управление Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя третьего лица по доверенности Ш.О.С. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6.1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье». Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения. Предоставление жилья из специализированного жилищного фонда осуществляется по сформированным спискам. Прокурор, обращаясь в суд с иском, не указал, в чем именно выразилось нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения заявлено за пределами подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку касается межбюджетных отношений. Просила в удовлетворении иска отказать (л.д. 32-37).

Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.

В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 Жилищного кодекса Российской федерации (далее — ЖК Российской Федерации) внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Ссылается на то, что Жилищным Кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В то же время суд возложил на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизировав и не установив их исчерпывающего перечня, что ставит в зависимость исполнение решения суда от усмотрения судебного пристава-исполнителя.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Частоозерского района Курганской области просит оставить решение суда без изменения. Считает правомерным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов, связанных с предоставлением жилья истцу, поскольку финансирование на цели обеспечения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда — без изменения. Указала, что П.В.И. имеет право на обеспечение жилым помещением, жильем не обеспечен.

Истец, представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и письменных возражениях относительно жалобы, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Из материалов дела следует, что П.В.И., <…> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его родители П.В.И., П.Н.В. решением Петуховского районного суда Курганской области от <…> лишены в отношении него родительских прав (л.д. 18-20).

По договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от <…> N П.В.И. был передан на воспитание в приемную семью С., проживал в данной семье по адресу: <адрес> (л.д. 56).

Жилое помещение за П.В.И. не закреплялось, что подтверждается справкой Частоозерского районного отдела образования от <…> (л.д. 55).

В 2012 году П.В.И. окончил муниципальное казенное общеобразовательное учреждение <…>», в настоящее время обучается на втором курсе в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении <…> (л.д. 46, 50).

На время обучения в техникуме П.В.И. зарегистрирован по месту пребывания по <адрес> сроком с <…> по <…>, проживает по указанному адресу (л.д. 13).

Материалами дела подтверждается, что жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма П.В.И. не имеет (л.д. 6, 9).

<…> истец зарегистрировал брак с П.Н.А., <…> г.р., которая также осталась без попечения родителей, жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имеет (л.д. 7-8, 14).

Постановлением Администрации Частоозерского района от <…> N П.В.И. поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья (л.д. 15).

На основании указанного постановления П.В.И. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Частоозерского района, порядковый номер истца в списке — N (л.д. 51).

Приведенные выше обстоятельства, в том числе нуждаемость П.В.И. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что П.В.И. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в его интересах.

Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.

По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со статьи 50 ЖК Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Частоозерской сельской Думы от 17.04.2009 N 12 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Частоозерского сельсовета, установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем — социального) найма.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Частоозерского района обязанность по предоставлению П.В.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту его жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам.

Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой — лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету города Кургана в 2014 году на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета и субсидий на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.

Таким образом, при разрешении спора суд первой инстанции правомерно установил, что Администрация Частоозерского не профинансирована на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.

Отклоняя довод жалобы о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.

Возлагая на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования город Курган, суд исходил из необходимости обеспечения реального исполнения принимаемого решения в разумные сроки, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения ответчиков. Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

Отклоняя довод жалобы о том, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. П.В.И. имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке и данное право им не было реализовано.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 — 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петуховского районного суда Курганской области от 19.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области — без удовлетворения.

Судья-председательствующий
Е.В.ПРАСОЛ

Судьи
Е.С.ГОЛУБЬ
И.Г.УШАКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *