Иск о признании права на меры социальной поддержки удовлетворен, так как лицо, являясь педагогическим работником, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения; приобретая дрова в нерасколотом виде, истец в полном объеме не получал меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 19.08.2014 по делу N 33-2472/2014

Судья Плешков С.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Голубь Е.С., Ушаковой И.Г.,

с участием прокурора Тюсовой И.Н.,

при секретаре судебного заседания К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 августа 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах П.Н. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров,

по апелляционной жалобе администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 19 мая 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах П.Н. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежные средства, затраченных на оплату расколки дров — удовлетворить.

Признать за П.Н. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с муниципального образования Юргамышский район Курганской области в лице муниципального учреждения «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу П.Н. за период с <…> по <…> деньги в сумме <…> рублей.»

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсовой И.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Юргамышского района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) обратился в Юргамышский районный суд Курганской области с иском в интересах П.Н. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения исполнения законодательства о социальных гарантиях, установлено, что П.Н., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию, обладает правом на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. Указанная компенсация ей предоставляется не в полном объеме, предусмотренном Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». В соответствии с информацией отдела образования администрации Юргамышского района, П.Н. в <…> году предоставлено <…> куб. м дров, в <…> году — <…> куб. м дров в не расколотом виде, что делало невозможным их использование по прямому назначению и потребовало дополнительных расходов. Всего в <…> годах истцом на расколку дров израсходовано <…> руб. Поскольку предоставление дров, неготовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением, полагал, что П.Н. понесла убытки, связанные с оплатой расходов на расколку дров. Просил признать за П.Н. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице Финансового отдела администрации Юргамышского района денежные средства, затраченные на расколку дров в пользу П.Н. за период с <…> по <…> в сумме <…> руб.

В судебном заседании прокурор Коробейников Е.А., истец П.Н. исковые требования поддерживали.

Представитель ответчиков администрации Юргамышского района Курганской области и муниципального учреждения «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку компенсация затрат на расколку дров не предусмотрена Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», а также в связи с тем, что в настоящий момент расчеты за <…> и <…> годы закрыты, у Юргамышского района отсутствуют деньги для компенсации затрат на расколку дров. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица МКОУ «Гороховская средняя общеобразовательная школа» ФИО8 исковые требования поддержала.

Представители третьих лиц муниципального учреждения Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район, Правительства Курганской области, Финансового управления Правительства Курганской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области, Главного управления социальной защиты населения по Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени извещались надлежаще, в письменных возражениях выразили несогласие с заявленными требованиями, просили в их удовлетворении отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Юргамышского района Курганской области просит решение суда отменить в части взыскания возмещения расходов по расколке дров. В обоснование жалобы ссылается на нормы Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», и Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 «О Порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», настаивая, что правового обоснования компенсации расходов по оплате расколки дров, указанные нормативные акты не содержат. В <…> и <…> годах истец самостоятельно приобретала дрова для отопления жилья, понесенные расходы были компенсированы в полном объеме. Истцу было отказано в возмещении расходов по расколке дров на том основании, что такие расходы повлекут увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки. Предоставление дров именно в расколотом виде Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» не предусмотрено.

В письменных возражениях участвующий в деле прокурор Юргамышского района выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы администрации Юргамышского района Курганской области», считая решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсова И.Н. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В письменном ходатайстве Правительство Курганской области просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.

Истец П.Н., представители ответчиков администрации Юргамышского района Курганской области, муниципального учреждения «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области», представители третьих лиц муниципального учреждения Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области, Финансового управления Правительства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения по Курганской области, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гороховская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.

На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право каждого члена общества на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 года) и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 года), гарантируется в Российской Федерации каждому (ч. 1 ст. 39 Конституции российской Федерации).

При этом названная норма основного закона, как и международно-правовых актов, не устанавливает исчерпывающего перечня оснований предоставления обеспечения. В ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации названы лишь основные случаи (социальные риски), с которыми связана обязанность государства по социальному обеспечению. Иные случаи могут устанавливаться законом.

Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (далее — ЖК РСФСР), действовавшей до 01.03.2005, предусматривалось, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях — в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11.01.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Данная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», действовавшей в период с 01.01.2011 по 31.08.2013, предусматривала право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действующего с 11.01.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции, действующей с 01.04.2010 и на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 названного закона педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.

Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», гарантированы действующим федеральным и региональным законодательством.

Из материалов дела следует, что с <…> по настоящее время П.Н. зарегистрирована и проживает в доме с печным отоплением общей площадью <…> кв. м, принадлежащем ее мужу П.А. на праве собственности и расположенному по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10-12, 13, 23).

В период с <…> по <…> истец осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном казенном образовательном учреждении «Гороховская средняя общеобразовательная школа», в настоящее время является пенсионером (л.д. 14-16, 17).

Являясь педагогическим работником, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось ответчиком и подтверждено справками филиала Главного управления социальной защиты населения по Курганской области — отдел социальной защиты населения по Юргамышскому району (л.д. 52, 67, 68).

В <…> и <…> годах П.Н. приобретала у ИП ФИО11 дрова лиственных пород деревьев по <…> куб. м, за что уплатила <…> руб. и <…> руб. соответственно. Расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств (справка ИП ФИО11, платежная ведомость на меры социальной поддержки педагогическим работникам от <…>, квитанции к приходному кассовому ордеру от <…> года и от <…> N (л.д. 69, 70, 71, 98).

Поскольку дрова приобретались в нерасколотом виде, истец была вынуждена нести дополнительные расходы на расколку дров путем заключения договоров возмездного оказания услуг с физическим лицом от <…>, <…> и оплате услуг в размере по <…> руб. за каждый год (договоры, расписки — л.д. 18, 19, 20, 21).

Суд первой инстанции установил, что П.Н. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район Курганской области, которым с МКОУ «Гороховская средняя общеобразовательная школа» заключен договор на бухгалтерское обслуживание, с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако эти расходы ей не были возмещены.

В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (далее — Порядок).

Данный Порядок определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).

Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

Вышеизложенное свидетельствует, что государство гарантировало педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов на отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, в силу ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и применив положения приведенного выше законодательства, пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возмещении П.Н. расходов на расколку дров, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, истец в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.

Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен п. 12 постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» запланированы бюджетные ассигнования на оказание мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).

Таким образом, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что законодательством Курганской области не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным.

Судебная коллегия находит обоснованным оспариваемое решение в части размера суммы денежных средств, взысканных судом первой инстанции в пользу П.Н. в счет возмещения ущерба.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В тексте искового заявления прокурор Юргамышского района ссылается на информацию, предоставленную государственным унитарным предприятием «Юргамышский лесхоз», согласно которой стоимость расколки 1 куб. м дров в Юргамышском районе Курганской области в <…> и <…> годах составляла <…> руб. за 1 куб. м. Вместе с тем, документальное подтверждение данной информации в материалах дела отсутствует, исковые требования о взыскании денежных средств заявлены прокурором исходя из стоимости расколки <…> руб. за 1 куб. м по фактически понесенным расходам.

Взыскание расходов на расколку дров преследует цель восполнения объема мер социальной поддержки, предоставляемых государством лицам, выполняющим педагогическую деятельность в сельской местности, такие расходы финансируются за счет бюджетных средств. Поскольку в соответствии с положениями ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договоров, в том числе применительно к установлению цены договора, судом должно быть установлено, что восстановление нарушенных прав истцов не могло быть осуществлено в ином размере, чем это указано в договорах на выполнение работ.

Сторона ответчика в ходе рассмотрения дела размер расходов, предъявленных к взысканию, не оспаривала, доказательств иной стоимости расколки 1 куб. м дров не предоставила (п. 1 ст. 56 ГПК РФ), соответственно, суд первой инстанции обоснованно принял решение в пределах заявленных исковых требований на основании представленных в материалы дела доказательств.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о том, что нормами действующего законодательства законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде несостоятельны, так как согласно требованиям ГОСТ 3243-88 «Дрова». Технические условия», дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см — на четыре части, толщиной 42 см и более — на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.

Соответственно, дрова должны быть предоставлены в виде, пригодном для использования по прямому назначению для отопления жилого помещения. В противном случае, получатель меры социальной поддержки, лишается возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего у судебной коллегии оснований не имеется, и не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.

Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Юргамышского районного суда Курганской области от 19 мая 2014 года по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах П.Н. к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области» о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юргамышского района Курганской области — без удовлетворения.

Судья-председательствующий
Е.В.ПРАСОЛ

Судьи
Е.С.ГОЛУБЬ
И.Г.УШАКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *