Государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта РФ должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-1876/2014

Судья Димова Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,

с участием прокурора Бухаровой А.С.,

при секретаре судебного заседания И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 01 июля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения

по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 15 апреля 2014 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить, года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв. м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.

Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения П.».

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Частоозерского района Курганской области в интересах П. обратился в суд с иском к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.

В обоснование исковых требований указывал, что П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решениями суда лишены родительских прав. Постановлением Администрации Частоозерского района Курганской области от 05.02.2014 П. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Жильем не обеспечена.

Прокурор Частоозерского района Курганской области просил суд обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить П. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв. м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Частоозерского района Курганской области на предоставление жилого помещения.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Частоозерского района Курганской области Калыбаев А.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец П. заявленные в ее интересах исковые требования поддерживала. Дополнительно поясняла, что в настоящее время вместе с супругом проживает в доме, принадлежащем ее бабушке

Представитель ответчика Администрации Частоозерского района Курганской области по доверенности Д. не оспаривал право истца на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением специализированного жилого фонда, при этом указывал на необходимость возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию данных расходных обязательств.

Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области. Ссылаясь на положения ст. ст. 1 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.

Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Финансового управления Курганской области в возражениях на исковое заявление по существу требований указывал, что с 01.01.2013 обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется на основании сформированных органами местного самоуправления списков в порядке очередности. Обращаясь в суд, прокурор не указал, в чем выразилось нарушение прав и интересов истца. Указывал, что мероприятия по финансированию приобретения органами местного самоуправления жилых помещений лицам данной категории относятся к межбюджетным правоотношениям, участниками которых физические лица не являются, следовательно, требование о финансировании приобретения жилого помещения истцу не относится к подсудности суда общей юрисдикции. Обращал внимание на то, что требования о предоставлении финансирования или о возложении обязанности профинансировать действия по приобретению жилого помещения по смыслу бюджетного законодательства не имеют правового значения и влекут неисполнение судебного акта.

Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.

В возражения на апелляционную жалобу прокурор Частоозерского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу — без удовлетворения.

Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области — без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истец П. (до заключения брака) Н.А. родилась в. Ее мать и отец решениями Частоозерского районного суда Курганской области от 01.11.2005 и от 24.03.2006 лишены родительских прав (свидетельство о рождении, справка, паспорт, свидетельство о заключении брака, решение суда — л.д. 17, 12, 75, 18, 9 — 11, 7 — 8).

Постановлением Администрации Частоозерского района Курганской области от 16.12.2005 в отношении П. () Н.А. установлена опека, опекуном назначена ее бабушка, зарегистрированная и проживающая в жилом доме общей площадью кв. м по адресу: право собственности на который зарегистрировано за 08.08.2013 по указанному адресу на регистрационный учет поставлена П. (л.д. 15, 76, 75, 39). Жилое помещение за истцом не закреплялось (л.д. 16).

22.06.2013 истец окончила обучение в ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» г. Челябинск по профессии художник по костюму с получением среднего (полного) общего образования (л.д. 14).

05.02.2014 на основании постановления Администрации Частоозерского района Курганской области П. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включена в список лиц данной категории, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в 2014 году, под номером л.д. 23, 79 — 81).

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Курганской области от 10.04.2014, справкам Администрации Чердынцевского сельсовета от 08.04.2014 и МКУ «Частоозерский районный отдел образования» от 14.04.2014 П. и ее супруг, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют в собственности недвижимого имущества, жилым помещением по договору социального найма в с. Чердынцево и в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области не обеспечены (л.д. 71, 72, 67 — 70).

На момент рассмотрения спора жилое помещение П. не предоставлено.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

П. п. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность П. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».

По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

П. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Частоозерского района Курганской области при включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный Администрацией Частоозерского района Курганской области в соответствии с п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству».

В установленном законом порядке П., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает ее жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

С учетом наличия у П. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.

По смыслу п. п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению П. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Частоозерской сельской Думы от 17.04.2009 N 12, установившее норму предоставления площади жилого помещения на территории района в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Частоозерского района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в межбюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. ст. 1 и 6 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья П.

Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18 июня 2002 года).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).

Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петуховского районного суда Курганской области от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *