Об оставлении без изменения решения Мишкинского районного суда Курганской области от 25.04.2013, которым было признано недействующим решение местного референдума жителей Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области от 14.03.2010 о введении на территории Шаламовского сельсовета с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Шаламовского сельсовета,

Апелляционное определение Курганского областного суда от 02.07.2013 по делу N 33-1825/2013

Судья Анохин В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

судьи — председательствующего Арзина И.В.

судей Клепчи С.Н. и Пшеничникова Д.В.,

при секретаре Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 июля 2013 г. гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области о признании нормативного правового акта недействующим,

по апелляционной жалобе Главы Шаламовского сельского совета Мишкинского района Курганской области на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 25 апреля 2013 г., которым постановлено:

заявленные требования прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить.

Признать решение местного референдума жителей Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области, состоявшегося 14.03.2010 г., которым принято решение о введении на территории Шаламовского сельсовета с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Шаламовского сельсовета, в размере рублей, для решения вопросов местного значения на территории Шаламовского сельсовета, противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Арзина И.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательств, в ходе которой установлено, что в бюджет Шаламовского сельсовета в качестве дохода поступают средства самообложения граждан. Также установлено, что решением Шаламовского сельской Думы от 28.12.2009 г. N 18 назначено проведение местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Шаламовского сельсовета, в размере рублей для решения вопросов местного значения на территории Шаламовского сельсовета: организация в границах сельсовета водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта: организация освещения улиц: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения?». Решением избирательной комиссии Шаламовского сельсовета от 15.03.2010 N 49 местный референдум признан состоявшимся, решение о введении самообложения граждан принятым. Решением местного референдума платежам по самообложению придан регулярный характер и фактически, при данных условиях на пятилетний срок они станут постоянным источником пополнения местного бюджета, будут носить обязательный характер. В данном случае платежи по самообложению граждан имеют признаки налога. Кроме того, решение местного референдума имеет внутреннее противоречие, поскольку одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей. Понятие «разовый платеж» подразумевает, что при введении средств самообложения граждан на местном референдуме (сходе граждан) для решения конкретного вопроса местного значения можем быть установлен только один платеж, взимаемый с граждан однократно, а не на систематической основе в течение определенного периода времени. Неопределенность юридического содержания рассматриваемого муниципального правового акта дает правоприменителю возможность произвольного его толкования, что является нарушением провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и основанием для признания правового акта незаконным.

Просит признать решение референдума Шаламовского сельсовета от 15.03.2010 г. противоречащим закону и недействующим с 01.01.2011 г.

В судебном заседании представитель заявителя Х. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что указанное решение местного референдума противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Налоговому кодексу РФ. Просила признать решение местного референдума недействующим с 01.01.2011 г. в связи с тем, что в связи с разовым характером средств самообложения решение референдума не может действовать более года.

Заинтересованное лицо Глава Шаламовского сельсовета и представитель Шаламовского сельской Думы А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считал решение местного референдума законным.

Представитель избирательной комиссии Шаламовского сельсовета — Ч. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что решение местного референдума является законным, поскольку принято большинством жителей сельсовета и является их волеизъявлением.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Считает, что судом дано неверное толкование положения статей 55, 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не применен подлежащий применению Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выражает несогласие с выводом суда о том, что платежи по самообложению имеют налоговый характер. Указывает, что Бюджетным кодексом Российской Федерации средства самообложения граждан отнесены к неналоговым доходам местных бюджетов. Таким образом, являясь законным средством пополнения местного бюджета, самообложение, тем не менее не приобретает характер налога. В решении суда указано, что решением референдума самообложению граждан придан обязательный характер, при этом, судом не учтено, что оспариваемое решение референдума не содержит формулировок как период уплаты, периодичность, регулярный, обязательный платеж. Вывод суда о том, что решение референдума принято для решения местных задач в общем, а не для решения конкретных вопросов местного значения, не соответствует требованиям закона. В решении референдума перечислены конкретные вопросы местного значения, предлагаемые для разрешения в порядке использования самообложения граждан. Судом не учтено, что средства самообложения граждан в силу ст. 56 Федерального закона N 131-ФЗ, положений Бюджетного кодекса РФ не имеют налоговую природу, являясь, с одной стороны, средством для решения определенных вопросов местного значения населением непосредственно путем проведения местного референдума, с другой — источником неналоговых доходов местного бюджета. Основанные на необоснованном применении налогового законодательства выводы суда положены в основу судебного решения, что свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Выразив свое отношение к введению разовых платежей, граждане непосредственно на местном референдуме выразили свою волю на решение определенных вопросов местного значения сверх того объема средств, который определен решением о местном бюджете на соответствующий год, придав решению указанных вопросов местного значения первостепенный, наиболее важный характер.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Мишкинского района выражает согласие с решением суда, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Представители Шаламовского сельсовета, Шаламовской сельской Думы, Избирательной комиссии Шаламовского сельсовета Мишкинского района Курганской области извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.03.2010 г. по решению Шаламовской сельской Думы от 28.12.2009 г. N 18 на территории Шаламовского сельсовета, по совместной инициативе Шаламовской сельской Думы и Главы Шаламовского сельсовета проведен местный референдум по вопросу: «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, место жительства которых расположено на территории Шаламовского сельсовета, в размере рублей для решения вопросов местного значения на территории Шаламовского сельсовета: организация в границах Шаламовского сельсовета водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шаламовского сельсовета; организация освещения улиц; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения?».

Решением избирательной комиссии Шаламовского сельсовета от 15.03.2010 г. N 49 местный референдум признан состоявшимся и действительным, решение о введении самообложения граждан в размере рублей на период 5 лет признано принятым.

Данное решение избирательной комиссии опубликовано в информационном бюллетене «Официальный вестник Администрации Шаламовского сельсовета».

Из сведений, представленных Администрацией Шаламовского сельсовета, следует, что во исполнение решения референдума, жителями сельсовета было внесено средств по самообложению за 2010 год — руб., за 2011 год — руб., за 2010 год — руб., в 2013 г. — руб.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Согласно п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Порядок проведения местных референдумов на территории Курганской области урегулирован Законом Курганской области от 29.12.2003 г. N 365 «О местном референдуме в Курганской области», а также ст. 9 Устава Шаламовского сельсовета.

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод: противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 г. N 365 «О местном референдуме в Курганской области» вопросы референдума не должны противоречить федеральному и областному законодательству.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов кроме прочего относятся средства самообложения граждан.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Из буквального толкования указанной нормы закона следует, что средства самообложения могут носить только разовый характер и направлены на решение конкретного вопроса местного значения.

Вместе с тем, из содержания принятого на местном референдуме решения следует, что дееспособные граждане, достигшие 18 лет; место жительства которых расположено на территории Шаламовского сельсовета, в соответствии с данным решением будут обязаны в течение 5 лет уплачивать ежегодно в бюджет муниципального образования рублей.

Формулировка принятого решения свидетельствует о том, что на референдуме решен вопрос о регулярных, а не разовых платежах.

Исходя из содержания пункта 3 указанного решения местного референдума, решение референдума имеет признаки нормативно правового акта, поскольку устанавливает правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование общественных отношений.

В соответствии со ст. ст. 13 — 15 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, является налогом.

Судом правильно установлено, что решением, принятым на референдуме, платежам по самообложению придан регулярный и обязательный характер, самообложение граждан фактически явилось постоянным источником пополнения бюджета Шаламовского сельсовета в течение 5 лет. Кроме того, платежи в порядке самообложения установлены не для решения какой-то конкретной цели (решения конкретного вопроса местного значения), а для обеспечения деятельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем.

Таким образом, решением референдума платежам по самообложению граждан придан налоговый характер.

В силу ч. ч. 5, 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные названным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено названным Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно ч. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

При изложенных выше обстоятельствах дела и норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение местного референдума противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права граждан и является незаконным, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные прокурором Мишкинского района Курганской области требования о признании решения референдума Шаламовского сельсовета от 14.03.2010 г. недействующим.

Вопреки доводам жалобы решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах в совокупности и при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что платежи по самообложению имеют не налоговый характер, не принимаются во внимание, поскольку являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции, суд дал им правильную оценку, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мишкинского районного суда Курганской области от 25 апреля 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Шаламовского сельского совета Мишкинского района Курганской области А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *