Дело по заявлению прокурора Курганской области об отмене пп. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области О статусе депутата Курганской областной Думы и п. 1 ст. 12 Закона О Курганской областной Думе

Решение Судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12.11.1997

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе председательствующего Ковалевой Т.И. и народных заседателей при секретаре Чирковой Е. с участием сторон в лице прокурора Лобанова А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане в зале суда 12 ноября 1997 года дело по заявлению прокурора Курганской области об отмене пп. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области «О статусе депутата Курганской областной Думы» и п. 1 ст. 12 Закона «О Курганской областной Думе».

Заслушав прокурора Лобанова А.И., поддержавшего заявление И.О. прокурора Курганской области, пояснения представителя Курганской областной Думы Абдулина Р.С., суд установил:

И.о. прокурора Курганской области обратился в суд с заявлениями об отмене пп. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области «О статусе депутата Курганской областной Думы», принятого 09.06.1995 и п. 1 ст. 12 Закона «О Курганской областной Думе», принятого 14.02.1995, ссылаясь на то, что данные статьи устанавливают неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, административного права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, невозможность задержания, ареста, обыска, личного досмотра без согласия Думы. Вопрос лишения депутатской неприкосновенности должен по этому закону решаться по представлению прокурора, а санкция на арест депутата дается Думой по представлению председателя областного суда. Полагает, что Законы области противоречат Конституции РФ, федеральным законам и подлежат отмене.

Представитель Курганской областной Думы Абдулин Р.С. в судебном заседании, возражая против доводов прокурора, пояснил, что Федеральным законом предусмотрена депутатская неприкосновенность депутатов Государственной Думы, предусмотрена также неприкосновенность депутатов на территории муниципального образования, полагает, что в вопросе неприкосновенности депутатов субъекта Федерации имеется пробел в законе, который в ближайшее время будет пополнен путем принятия федерального закона, которому законодательство Курганской области не противоречит.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявлений прокурора Курганской области по следующим основаниям:

Законами Курганской области «О статусе депутата Курганской областной Думы» и «О Курганской областной Думе» установлены неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального законодательства, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, другие исключения из общего правила федерального законодательства. Привлечение депутатов к уголовной или административной ответственности, арест, применение мер административного воздействия предусмотрено только с согласия областной Думы по представлению прокурора области, а на арест — по представлению председателя областного суда.

Суд считает, что Курганская областная Дума не имела права принимать Законы, в которых устанавливала депутатскую неприкосновенность в сфере уголовного и уголовно — процессуального законодательства, поскольку ст. 71 п. «о» Конституции РФ относит уголовное и уголовно — процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, законы которой имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, а правовые акты субъекта РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ). По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ. Вопросы о статусе, правах и обязанностях депутатов органа субъекта РФ относятся к совместному ведению. Законы и иные правовые акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции). Предусмотрев для депутатов Курганской области изъятия из федерального законодательства по вопросам административного права, областная Дума нарушила разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Федерации.

Является незаконным и порядок привлечения депутатов к ответственности, взятия под стражу.

Федеральный закон от 06.12.1994 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» предусматривает гарантии деятельности депутата: задержание, обыск, арест, привлечение к уголовной ответственности с согласия прокурора субъекта РФ. Законом не предусмотрена обязанность председателя суда субъекта федерации обращаться в Думу с представлением на арест депутата. Принимая эти положения, а также исключив возможность привлечения депутатов к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра депутатов без согласия Думы, последняя изменила установленный Конституцией и федеральным законодательством порядок осуществления правосудия и судопроизводства, что относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 192 — 194 ГПК РФ, суд решил:

Заявление и.о. прокурора Курганской области удовлетворить.

Отменить как противоречащее Конституции РФ и федеральным законам п.п. 16.1, 16.2 ст. 16, ст. 18 Закона Курганской области «О статусе депутата Курганской областной Думы», п. 1 ст. 12 Закона Курганской области «О Курганской областной Думе», устанавливающие неприкосновенность депутатов Курганской областной Думы в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального права, особые условия их привлечения к уголовной и административной ответственности, а также иные исключения из общих правил, установленных федеральным законодательством (с момента принятия вышеназванных Законов), исключить из п. 2 ст. 12 Закона «О Курганской областной Думе» слова «… и Законом области о статусе депутата».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения.

Судья Курганского областного Суда
Т.И.КОВАЛЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *