Иск о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру из расчета 100 процентов оплаты отопления и освещения удовлетворен, так как установлено, что истец, являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, перешел на пенсию и проживает в сельской местности, следовательно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки.

Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20.08.2014 по делу N 33-8059

Судья Лустова Н.В.

20 августа 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Баимовой И.А.,

судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,

с участием прокурора Андреева А.И.

при секретаре Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах К. ФИО11 к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 14 мая 2011 по апрель 2012 года,

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края — Л.Д.

на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 17 июня 2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести К. ФИО11 перерасчет размера меры социальной поддержки как педагогу пенсионеру за период с 14 мая 2011 года по апрель 2012 года из расчета: 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ирбейского района обратился в суд в интересах К. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки как педагогу пенсионеру из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 14 мая 2011 года по апрель 2012 года.

Требования мотивированы тем, что К. является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагог-пенсионер в виде 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края. Однако, меры социальной поддержки К. в период с 14 мая 2011 года и по апрель 2012 г. предоставлялись как инвалиду в размере 50% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления и 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв. м.

Просил суд возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района произвести перерасчет размера социальной поддержки педагогу пенсионеру — К. из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 14 мая 2011 года по апрель 2012 г.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края — Л.Д. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что предоставление мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам было в инициативном порядке принято на себя субъектом — Красноярский краем с 01.01.2012 г., в связи с чем осуществление перерасчета и выплата денежных средств в спорный период за счет средств краевого бюджета не основаны на законе, а, кроме того, необходимо учитывать, что гражданам, имеющим право на один и тот же вид социальной поддержки по нескольким предусмотренным законами основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения по делу прокурора Андреева А.И., находящего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей до 11 января 2011 года), педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01 июля 2010 года, предусматривалось предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100% стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 07 февраля 2008 года N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступившим в законную силу 09 марта 2008 года, а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19 июня 2009 года N 318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в соответствии с которым возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, содержащихся в п. 1 ст. 1 указанного Закона Красноярского края от 07 февраля 2008 года N 4-1256, в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09 марта 2008 года педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее — Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691), вступившим в законную силу 01 июля 2010 года, отменен закон Красноярского края от 07 февраля 2008 года N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.

В силу ст. 7 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, К. с 01.09.1988 года по 17.06.2010 года работала учителем в Усть-Ярульской средней школе, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>

В 2011 году К. были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% как инвалиду на твердое топливо и электроэнергию, что подтверждается материалами дела по назначению К. мер социальной поддержки как инвалиду.

Полагая, что действия ответчика по предоставлению К. мер социальной поддержки в размере 50% являются незаконными, прокурор обратился в суд в ее интересах с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом подлежащих применению вышеприведенных норм материального права, правильно исходил из наличия у К. в спорный период права на предоставление УСЗН Ирбейского района мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением в размере 100%, поскольку К., являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, перешла на пенсию и проживает в сельской местности.

При этом заявление К. о назначении мер социальной поддержки как инвалиду, выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых отсутствует такое основание как педагог-пенсионер. Указанное обстоятельство суд обоснованно расценил как ограничение права истца на выбор меры социальной поддержки, в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что К., имея право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, как проживающая в сельской местности педагог-пенсионер, проработавшая в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет, вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус инвалида, поскольку иного ей не предлагалось и не предоставлялось, а также право выбора не разъяснялось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что до 01 января 2012 года предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет, а не бюджет Красноярского края не являются основанием для отмены правильного решения. Отсутствие до 01 января 2012 года в Законе Красноярского края 10 июня 2010 года N 10-4691, указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может умалять их установленное федеральным законодательством право на получение данных мер социальной поддержки.

Несмотря на то, что порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01 января 2012 года), имеющееся у них право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не было отменено, с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, который установлен для работающих педагогов.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку по существу правильных выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 17 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края — Л.Д. — без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.БАИМОВА

Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
Е.В.СУДАРЬКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *