Исковые требования о включении граждан в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворены правомерно, так как лица, в интересах которых обратился прокурор, не имеют в собственности жилых помещений, не обеспечены какими-либо жилыми помещениями, вынуждены на протяжении восьми лет снимать жилье, что требует значительных затрат, поскольку жилое помещение, являющееся для них единственным местом

Постановление Президиума Краснодарского краевого суда от 20.08.2014 по делу N 44г-2180

Судья Власенко В.А.

ГСК — Комбарова И.В. докл.

Гордейчук Е.Б.

Заливадняя Е.К.

Президиум Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Чернова А.Д.,

членов президиума: Николайчука И.А., Кротова С.Е., Свашенко С.Н., Загудаева Ю.Н., Хахалевой Е.В., Епифанова В.М.,

с участием прокурора Круглова В.Ю.

при секретаре С.,

рассмотрев дело по иску прокурора г. Сочи в интересах Д.Д.В., Д.Е.Ш., П.В.Е., Д.Ш.Е., П.Д., П.Д., Д.С., Д.И. к администрации г. Сочи о включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения вне очереди, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Корныльевой И.Г. от 29 июля 2014 года по кассационной жалобе П.В.Е. и кассационному представлению прокурора Краснодарского края, поступивших 17 июня и 14 августа 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 мая 2014 года,

заслушав доклад судьи Корныльевой И.Г., выслушав объяснения представителей П.В.Е. и администрации г. Сочи, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум

установил:

Прокурор г. Сочи обратился в суд с иском в интересах Д.Д.В., Д.Е.Ш., П.В.Е., Д.Ш.Е., П.Д., П.Д., Д.С., Д.И. к администрации г. Сочи о признании незаконным постановления главы г. Сочи от 02 октября 2013 года N 2244 (в редакции постановления от 09 декабря 2013 года N 2691), возложении обязанности на администрацию г. Сочи принять Д.Д.В. с составом семьи 8 человек: Д.Е.Ш., Д.Ш.Е., П.В.Е., П.Д., П.Д., Д.С., Д.И. на учет и внести их в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, с даты подачи Д.Д.В. заявления 29 августа 2013 года, предоставить соответствующее жилое помещение по нормативам, установленным жилищным законодательством, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, во внеочередном порядке.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 24 декабря 2013 года иск прокурора удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 мая 2014 года решение Центрального районного суда г. Сочи от 24 декабря 2013 года отменено.

По делу принято новое решение об отказе в иске прокурору.

В кассационном представлении прокурор Краснодарского края и кассационной жалобе П.В.Е. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 мая 2014 года и оставить в силе решение Центрального районного суда г. Сочи от 24 декабря 2013 года.

18 июня 2014 года судьей Краснодарского краевого суда дело истребовано в суд кассационной инстанции. 04 июля 2014 года дело поступило в краевой суд.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, президиум находит, что жалоба и представление подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Согласно материалам дела Д.Д.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по Центральному району г. Сочи с 1986 года составом семьи из шести человек (она, бывший муж Д.Е.Ш., <…> года рождения, сын Д.Ш.Е., <…> года рождения, дочь П.В.Е., <…> года рождения, внучка П.Д., <…> года рождения, внук П.Д., <…> года рождения, внучка Д.С., <…> года рождения, внук Д.И., <…> года рождения, учетный номер в списке муниципальной подведомственности — 2254. Названные граждане зарегистрированы по адресу: <…>

В соответствии с материалами учетного дела Д.Д.В. перерегистрация очереди пройдена 22 июля 2013 года.

30 января 2006 года в доме <…>, 1935 года постройки произошел пожар.

Согласно акту обследования указанного жилого дома от 31 января 2006 года, утвержденному постановлением главы Центрального района г. Сочи от 31 января 2006 года N 23, и акту о пожаре от 30 января 2006 года, составленному ОГПН ГУ МЧС РФ по Центральному району г. Сочи, в литере «Ж» названного жилого дома произошло возгорание и взрыв газовых баллонов, повлекшие возникновение пожара.

Д.Д.В. обратилась в администрацию Центрального района г. Сочи с целью признания дома <…> аварийным, что подтверждается материалами дела.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Созданной комиссией установлено, что жилой дом <…> частично поврежден в результате пожара. Наружные стены, перегородки, чердачные перекрытия, а также конструкции кровли квартир N 5, 6, 8 выгорели полностью. Квартира N 1, в которой проживала Д.Д.В. и члены ее семьи, залита при тушении пожара водой, повреждена кровля.

По результатам работы комиссия пришла к выводу, что дом подлежит восстановительному ремонту.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Однако постановлением главы Центрального района г. Сочи от 06 августа 2007 года N 719 земельный участок с кадастровым номером <…> при жилом доме по <…> предоставлен с собственность <Ф.И.О.>27 для индивидуального жилищного строительства.

Впоследствии жилой дом литер «З» по <…> снесен и не восстанавливался, а на указанном земельном участке возведен многоквартирный 24-х этажный жилой дом, данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом и не опровергнуты представителем ответчика в суде.

Д.Д.В. обратилась в уполномоченный орган — администрацию г. Сочи с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

На основании заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 09 сентября 2013 года постановлением главы г. Сочи от 02 октября 2013 года N 2244 Д.Д.В. отказано во включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований, а именно непризнанием квартиры <…> в установленном порядке непригодной для проживания и ремонта или реконструкции.

Суд, руководствуясь с ч. 2 — 4 ст. 15 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, верно установил, что обязательным условием для признания жилого помещения непригодным для проживания является фактическое наличие (в натуре) подлежащего соответствующей оценке помещения.

В ответе администрации Центрального района г. Сочи от 06 мая 2013 года N 01/4-06-07.1051 Д.Д.В. разъяснен порядок подачи документов для признания соответствующего жилого помещения непригодным для проживания, в том числе заключения специализированной организации по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома.

Вместе с тем органом местного самоуправления не учтено, что жилой дом <…> прекратил свое существование как объект недвижимости, что препятствует принятию решения о признании его непригодным для проживания в установленном Положением порядке.

Также в судебном заседании по материалам учетного дела установлено, что Д.Д.В. и члены ее семьи: Д.Е.Ш., Д.Ш.Е., Д.С., Д.И., П.В.Н., П.Д., П.Д. не имеют в собственности жилых помещений в г. Сочи, не обеспечены какими-либо жилыми помещениями, вынуждены на протяжении восьми лет снимать жилье в городе, где родились и выросли, что требует значительных затрат, так как жилое помещение, являющееся для Д.Д.В. и членов ее семьи единственным местом жительства, утрачено в результате сноса.

Из-за сложившейся ситуации несовершеннолетние Д.С., Д.И. ввиду фактического отсутствия дома не имеют регистрации места жительства, что препятствует получению обязательного полиса страхования здоровья, а также поступлению в дошкольные и школьные образовательные учреждения, что является существенным нарушением прав ребенка.

Решение Центрального районного суда г. Сочи от 19 февраля 2008 года на ЗАО «Сокол» была возложена обязанность предоставить П.В.Е., П.Д., П.Д., Д.Д.В., Д.Ш.Е., Д.Е.Ш. жилое помещение с учетом установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Определением Центрального районного суда г. Сочи от 02 октября 2012 года изменен порядок и способ исполнения указанного решения, а именно с ЗАО «Сокол» взыскано 9558000 рублей, взыскание обращено на долю ЗАО «Сокол» в уставном капитале ООО «ПИК-Т» стоимостью 7515000 рублей.

Однако указанные судебные постановления не исполнены, жилые помещения Д.Д.В. и членам ее семьи не предоставлены, денежная компенсация не выплачена, поскольку ЗАО «Сокол» не имеет имущества, исполнительное производство прекращено в связи с невозможностью исполнения решения суда..

Таким образом, отказ администрации г. Сочи во включении Д.Д.В. и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушает жилищные права указанных лиц, предусмотренные ст. 2, 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Данные обстоятельства не были учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела, однако они имеют существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 мая 2014 года следует отменить, оставив без изменения решение суда первой инстанции, поскольку судом правильно установлены фактические обстоятельства по делу.

Руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Кассационную жалобу и кассационное представление прокурора Краснодарского края удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 13 мая 2014 года по делу по иску прокурора г. Сочи в интересах Д.Д.В., Д.Е.Ш., П.В.Е., Д.Ш.Е., П.Д., П.Д., Д.С., Д.И. к администрации г. Сочи о включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения вне очереди отменить.

Решение Центрального районного суда г. Сочи от 24 декабря 2013 года оставить без изменения.

Председательствующий
А.Д.ЧЕРНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *