Иск о предоставлении жилого помещения на основании договора найма удовлетворен правомерно, так как истец включен в список детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя не является, в настоящее время проживает в общежитии в связи с обучением.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-1357

Судья Варсанофьева С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А. Гусевой,

судей Г.Н. Зиновьевой, С.Б. Лукьяновой,

при секретаре П.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Буйского межрайонного прокурора Костромской области, заявленные в интересах П.Я., к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить П.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения, расположенное на территории <адрес>.

Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Т.В. Рыловой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Буйский межрайонный прокурор, действуя в интересах П.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации — Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить П.Я. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области, расположенное на территории городского округа <адрес>.

Требования мотивированы тем, что решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года П.Я. признана лицом, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время истец жилого помещения не имеет, на основании постановления главы администрации городского округа г. Буй от 07 октября 2008 года N поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма детям категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил предоставить П.Я. жилое помещение на территории <адрес>.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А. полагает решение суда незаконным и необоснованным и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так в ходе рассмотрения дела судом не определено, что право истца на жилое помещение возникло ранее, чем у иных граждан, не обеспеченных жильем и включенных в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Между тем, с 01.01.2013 года лица указанной категории подлежат обеспечению жилой площадью в соответствии со сформированными списками согласно очередности. Судом не принято во внимание, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений, в ее введении отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, что возможно лишь при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. Согласно постановлению губернатора Костромской области от 20.04.2010 года N 85 уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений, а также главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот является департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, который должен был быть привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, ст. 52 ЖК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года N 376-О-П, указывает, что предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, однако данные обстоятельства по настоящему делу не доказаны, что влечет безусловную отмену решения в апелляционном порядке. Отмечает, что судом нарушены и нормы процессуального права, поскольку требования об обязании предоставить жилое помещение истцу вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Буйский межрайонный прокурор К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о том, что П.Я. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории <адрес>, а обязанность по его предоставлению лежит на администрации Костромской области.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что П.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года и не оспаривалось ответчиком ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.

Как усматривается из копии указанного судебного решения, с ДД.ММ.ГГГГ года П.Я. являлась воспитанницей ГОУ <данные изъяты>, где до ДД.ММ.ГГГГ года проживала по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации городского округа г. Буй от 07.10.2008 года N истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года П.Я. обучалась в ОГБПОУ <данные изъяты>, проживала и была зарегистрирована в общежитии указанного образовательного учреждения по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ года N истец зарегистрирована по месту пребывания сроком с 25.09.2012 года по 30.06.2016 года по адресу: <адрес>.

Также судом установлено, что П.Я. собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя не является, в настоящее время проживает в общежитии по указанному адресу в связи с обучением в <данные изъяты>, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика.

Как усматривается из отзыва департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на исковое заявление, П.Я. по состоянию на 31.03.2014 года включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, право П.Я. на получение жилого помещения возникло до 01 января 2013 года и до настоящего времени не реализовано.

Действующим законодательством, а именно положениями ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), ст. 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению П.Я. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в введении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия полагает несостоятельной и ссылку в жалобе на невозможность рассмотрения дела без привлечения к участию в нем департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, являющегося уполномоченным органом по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем предусмотренных в бюджете денежных средств на приобретение таких жилых помещений, поскольку данный орган принимал участие в процессе в качестве третьего лица, ходатайства о привлечении его в качестве соответчика администрация не заявляла.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, поэтому доводы жалобы относительно порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на правильность выводов суда не влияют. Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца на предоставление жилого помещения, в связи с чем с доводом апелляционной жалобы по указанному вопросу согласиться нельзя. При этом решение вопроса об обеспечении жилыми помещениями категории лиц, к которой относится истец, не связывается с их малоимущностью, что следует из указанных выше законодательных актов как федерального, так и регионального уровня.

Поскольку доводы жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *