Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 30.07.2014 по делу N 33-1235/2014

Судья Теселкина Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Нехайковой Н.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области А. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 02 апреля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Павинского района Костромской области к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, и администрация Костромской области обязана предоставить К. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории города Костромы.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия

установила:

Прокурор Павинского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах К., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что К. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать К.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец К.С. решением Шарьинского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении него родительских прав. Постановлением главы самоуправления Павинского района от ДД.ММ.ГГГГ N К. был направлен в государственное учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в муниципальной средней общеобразовательной школе N г. Шарьи Костромской области, затем обучался в <ГОУ>, обучение в котором окончил ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы самоуправления Павинского района от ДД.ММ.ГГГГ N за К. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако в последующем названное постановление постановлением главы администрации Павинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N отменено. В настоящее время К. проживает в общежитии колледжа по адресу: <адрес>, другого жилья, пригодного для проживания и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, не имеет. Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и в соответствии с нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда Костромской области.

В качестве третьих лиц в рассмотрении дела участвовали департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, администрация Павинского района Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области А. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на то, что суд при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал неверную оценку имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что суд неверно определил порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в частности, не принял во внимание то, что роль администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц данной категории заключается лишь в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, полномочиями же по приобретению жилых помещений в жилищный фонд Костромской области обладает департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, который следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица. Суд не учел, что принятие распоряжения о предоставлении жилого помещения возможно лишь при наличии такого помещения в собственности Костромской области, между тем в материалах дела имеются неопровержимые доказательства, подтверждающие отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Полагает, что объективная нуждаемость истца в жилье не доказана, так как малоимущим и нуждающимся в жилом помещении он в установленном порядке не признан. Кроме того, считает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Костромской области Хрящева Е.Ю. полагала доводы апелляционной жалобы не основанными на законе и просила в удовлетворении жалобы отказать.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.

Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что К. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен администрацией Костромской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Данный вывод соответствует нормам закона, не противоречит материалам дела и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).

Как установлено судом, К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела, из которых видно, что его мать К.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец К.С. осужден приговором Шарьинского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по части 4 статьи 111 УК РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в связи с чем истец был направлен на содержание и воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Шарьинского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ К.С. лишен в отношении истца родительских прав.

ДД.ММ.ГГГГ К. окончил <ГОУ>, на период обучения ему предоставлялось жилое помещение в общежитии колледжа по адресу: <адрес>, в котором он проживает до настоящего времени.

Из материалов дела также следует, что жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности К. не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является, а постановление главы самоуправления Павинского района от N от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ним жилого помещения по адресу<адрес>, в котором он проживал со своими родителями до направления в государственное учреждение, отменено.

Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что К. относится к лицам, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеприведенными нормами закона.

В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года) лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом согласно части 3 этой же статьи порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2009 года N 438-а.

В соответствии с данным Порядком администрация Костромской области издает распоряжение о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, действующим региональным законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы надлежащий ответчик по делу определен судом первой инстанции верно.

Отсутствие на момент рассмотрения дела свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области основанием для освобождения ответчика от обязанности, возложенной на него приведенными нормативными актами, не является. Утверждения же в апелляционной жалобе об обратном на законе не основаны.

Ссылка в жалобе на то, что в отношении истца органами местного самоуправления не выносилось решений о признании его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, также не обоснована и о незаконности судебного решения не свидетельствует.

Так, в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

К таким иным категориям относятся, в том числе, и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на получение жилого помещения действующим законодательством не связано с признанием их малоимущими, а связано с иными обстоятельствами, перечисленными в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неверном толковании закона.

Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, ее опровергающих, в апелляционной жалобе не приведено.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правомерно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.

По своей сути доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые приводил представитель администрации Костромской области в суде первой инстанции, все они являлись предметом рассмотрения и получили надлежащую оценку в судебном решении. Эти доводы выводов, к которым пришел суд, не опровергают, по существу направлены на иное толкование законодательства и переоценку доказательств по делу, однако правовых оснований для этого не имеется.

В этой связи решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *