Иск о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворен правомерно, так как материалами дела установлено, что спорное учреждение осуществляет образовательную деятельность, так же как и муниципальные средние общеобразовательные школы, с соблюдением стандартов образовательной деятельности.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 07.08.2014 по делу N 33-7588

Судья: Зверева Н.Н.

Докладчик: Чунькова Т.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Чуньковой Т.Ю.

судей Хомутовой И.В., Проценко Е.П.,

при секретаре Б.Т.,

заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.

гражданское дело по апелляционной жалобе начальника УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе П. на решение Центрального районного суда города Кемерово от 23 мая 2014 года

по иску Л.Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

установила:

Л.Н.В. обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел ПФР в Рудничном районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия специального педагогического стажа, требуемой продолжительности, так как в специальный стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности учителя математики в Автономной некоммерческой организации <данные изъяты>», в связи с тем, что Списком профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, наименование учреждения «Автономная некоммерческая организация» не предусмотрено.

Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в течение спорного периода работы она осуществляла педагогическую деятельность по воспитанию детей, в связи с чем имеет право на получение досрочной трудовой пенсии.

Истец просит суд признать незаконным решение комиссии УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа; обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики Автономной некоммерческой организации <данные изъяты>», произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить причитающийся размер пенсии.

В судебном заседании Л.Н.Н. на исковых требованиях настаивала.

Представитель УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Б.Ж., действующая на основании доверенности от 09.01.2014 г., выданной сроком до 31.12.2014 г., иск не признала, представив письменные возражения.

Решением Центрального районного суда города Кемерово от 23 мая 2014 года постановлено: «Исковые требования Л.Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ г., которым Л.Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа, в части не включения в льготный стаж периода работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 06 месяцев 06 дней) в должности учителя математики в Автономной некоммерческой организации <данные изъяты>».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить период работы:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 06 месяцев 06 дней) в должности учителя математики в Автономной некоммерческой организации <данные изъяты> в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения истца к ответчику за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить Л.Н.В. причитающийся размер пенсии».

В апелляционной жалобе начальник УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе П. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что разделом «Наименование учреждений» Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, содержащим исчерпывающий перечень организаций, работа в которых включается в подсчет специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, наименование учреждения «Автономная некоммерческая организация» не предусмотрено.

На апелляционную жалобу Л.Н.В. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав пояснения Л.Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Л.Н.В. обратилась в УПФР (ГУ) г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Из материалов дела видно, что в подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет, справку работодателя АНО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 81, выписку из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 8, 12 — 27, 29).

Решением комиссии УПФР (ГУ) г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия специального педагогического стажа, требуемой продолжительности.

Комиссией установлено, что продолжительность специального стажа педагогической деятельности у истца составляет 20 лет 5 месяцев 24 дня, при этом в специальный стаж работы истца не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 6 месяцев 6 дней) в должности учителя математики в Автономной некоммерческой организации <данные изъяты> в связи с тем, что наименование учреждения «Автономная некоммерческая организация» не предусмотрено в Списке должностей, профессий и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 3 указанных Правил в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанном в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. п. 1.1 — 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, — в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

К учреждениям, указанным в п. 1 раздела «Наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, отнесены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований; лицей; гимназия; центр образования.

Таким образом, Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащим применению при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов работы при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено наименование учреждения — «школа», в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период и продолжает работать в настоящее время.

Уставом АНО <данные изъяты> установлено, что целями и задачами организации являются: образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, направленного на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; реализация основных общеобразовательных программ, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами; согласно имеющейся лицензии осуществлять преподавательскую деятельность; проводить тестирование обучающихся, оценивать их знания согласно «Положения об общеобразовательной школе» с последующей выдачей документа общегосударственного образца действительного на всей территории РФ.

Направление деятельности указано — учебно-образовательное в рамках среднего образования.

В соответствии с Лицензией Серии А N от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный N, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, АНО <данные изъяты> имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся воспитанников, (л.д. 30).

Приложение N 1 к Лицензии А N содержит перечень общеобразовательных программ, по которым АНО <данные изъяты> имеет право образовательной деятельности, а именно общеобразовательные программы, направления и специальности: начальное общее образование — 4 года; основное общее образование — 5 лет; среднее (полное) общее образование — 2 года (л.д. 31).

Согласно свидетельству о государственной аккредитации N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ АНО <данные изъяты> прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен следующий государственный статус: Общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Имеет право на выдачу выпускниками документа государственного образца аттестата об основном общем, среднем (полном) общего образования. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39 — 41).

По смыслу ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 — 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (после внесения изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — подпункты 19 — 21 п. 1 ст. 27 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей — учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы истицы в АНО <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж, поскольку ведомственная подчиненность и форма собственности АНО <данные изъяты> не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности истца от других работников образования, поскольку материалами дела установлено, что указанное учреждение осуществляет образовательную деятельность, так же как и муниципальные средние общеобразовательные школы, с соблюдением стандартов образовательной деятельности.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил и установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам, суд правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены законного и обоснованного решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что раздел «Наименование учреждений» Списка содержит исчерпывающий перечень учреждений, работа в которых включается в подсчет специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, судебная коллегия не может принять во внимание в качестве основания для отмены решения суда.

Судом установлено, что в спорный период времени истец осуществляла деятельность в учреждении, наименование которого предусмотрено Списком («Средняя общеобразовательная школа»), и осуществляющем образовательную деятельность, что стороной ответчика не опровергнуто, при этом основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств ответчиком не приведены.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Кемерово от 23 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *