Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец являлся ребенком-сиротой, был поставлен на учет в администрации города как нуждающийся в предоставлении жилья во внеочередном порядке, достиг 18 лет, своего жилого помещения по договору социального найма или в собственности не имеет, жилое помещение ему не предоставлено.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 07.08.2014 N 33-7691

Судья: Логвиненко О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Русиновой А.В.

судей: Латушкиной Е.В., Краевой Л.В.

при секретаре: И.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Русиновой А.В. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Беловского городского округа на решение Беловского городского суда от 15 мая 2014 года

по иску ФИО1 к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,

установила:

ФИО1 обратился с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Обосновал требования тем, что распоряжением администрации г. Белово от 16 мая 1994 года он определен в детское государственное учреждение как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Решением Беловского районного суда от 24 апреля 1995 года его мать лишена родительских прав, отец умер 5 июня 1993 года, в связи с чем он поставлен на учет в администрации г. Белово как нуждающийся в предоставлении жилья во внеочередном порядке в качестве ребенка-сироты.

Указывает, что он 22 июля 2007 года достиг 18-летнего возраста, своего жилого помещения по договору социального найма или в собственности не имеет, жилое помещение ему должны были предоставить в июле 2007 года, но до настоящего времени не предоставили, тем самым нарушено гарантированное ст. 40 Конституции РФ право на жилье, поэтому без судебного принуждения реализация его жилищных прав может быть отложена на неопределенное количество лет.

Просил обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ему на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и правилам в пределах г. Белово, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением Беловского городского суда от 15 мая 2014 года исковые требования ФИО1 удовлетворены и постановлено:

обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения отдельное благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в границах населенного пункта г. Белово общей площадью не менее 21 кв.м;

взыскать с администрации Беловского городского округа в пользу ФИО1 в качестве компенсации судебных расходов <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа ФИО5, действующий по доверенности от 25 декабря 2013 года с правом на обжалование, с решением суда не согласен, просит его отменить.

Указывает на то, что у администрации Беловского городского округа отсутствует специализированный жилищный фонд для предоставления детям-сиротам. Предоставление жилья этой категории граждан будет осуществляться по мере поступления субвенций из бюджета Кемеровской области согласно очередности, установленной в порядке утвержденном Постановлением Коллегии АКО от 29 марта 2013 года N 132

Исполнение судебного решения подразумевает предоставление жилья вне очереди по отношению к другим сиротам и нарушит их права на жилище, которые возникли раньше чем у истца.

На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы не явился истец, несмотря на заблаговременное направление ему извещения о времени и месте апелляционного рассмотрения, которое возвращено в суд за истечением срока хранения. Применительно к ч. 2 ст. 117 ГПК РФ и п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года N 221, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

При этом об отложении дела истец не просил, об уважительности причин неявки не сообщил.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.

В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившегося лица.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Беловского городского округа ФИО6 (доверенность от 25 декабря 2013 года), поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года N 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации отдельных положений статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Кемеровской области принят Закон от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

В п. 1 ст. 7 названного Закона Кемеровской области предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Судом установлено, что ФИО1, <…> года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, распоряжением администрации г. Белово от 16 мая 1994 года определен в детское государственное учреждение.

Распоряжением Администрации города Белово от 26 февраля 2010 года истец поставлен на учет для получения вне очереди жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, иного жилья на каком-либо праве он не имеет.

Установив приведенные выше обстоятельства, которые не опровергаются в апелляционной жалобе, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а потому суд удовлетворил заявленные исковые требования.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что с 1 января 2013 года закон не содержит указаний на предоставление указанной категории граждан жилья вне очереди, но из буквального содержания приведенных выше правовых норм следует, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.

Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.

Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.

Вследствие чего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, потому судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Беловского городского суда от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Беловского городского округа — без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.РУСИНОВА

Судьи
Е.В.ЛАТУШКИНА
Л.В.КРАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *