О признании недействующим Закона Кемеровской области от 12.11.1997 N 38-ОЗ О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области.

Решение Кемеровского областного суда от 20.02.1998 N 3-15/98

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества к Законодательному Собранию Кемеровской области о признании недействительным Закона Кемеровской области N 38-ОЗ от 12.11.1997 «О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области»,

установил:

30 октября 1997 г. Законодательным Собранием Кемеровской области принят Закон Кемеровской области «О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области». 12 ноября 1997 года Закон подписан губернатором области и 19 ноября 1997 года с момента официального опубликования вступил в действие.

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании данного Закона недействительным, поскольку он противоречит федеральным законам: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О федеральных органах налоговой полиции», а также «Временному Положению» «О порядке обращения взыскания на имущество организаций», утвержденному Указом Президента РФ N 199 от 14.02.1996.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель Законодательного Собрания Кемеровской области — Н.В.Г., действующий на основании постоянной доверенности 10/251 от 31.07.1997 требования прокурора признал.

Представитель Администрации Кемеровской области Ш.М.К., действующая на основании постоянной доверенности N 30/9 от 28.01.98 требования прокурора не признала и пояснила, что необходимость принятия закона была вызвана увеличением кризиса неплатежей и крайне тяжелым положением областного бюджета.

Закон позволяет наполнить бюджет денежными средствами.

Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Статья 72 «и» Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ст. 5 указанной выше статьи Конституции РФ определено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Общие принципы налогообложения и сборов установлены федеральными законами: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах налоговой системы в РФ», «О государственной налоговой службе РФ», «О федеральных органах налоговой полиции».

Взыскание недоимок по налогам указанными выше федеральными законами производится в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств обращается на имущество должника. Взимание недоимок по налогам и налоговым платежам входит в компетенцию органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции.

Порядок обращения взыскания на имущество организаций также определен «Временным Положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций», утвержденным Указом Президента РФ N 199 от 14 февраля 1996 г., согласно которому взыскание с должника задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налоговых и иных обязательных платежах в бюджет и государственные внебюджетные фонды производится в порядке и в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.

Таким образом, порядок погашения недоимок по налоговым платежам и иным обязательным платежам в бюджет, обращение взыскания на имущество в случае недостаточности денежных средств, а также органы, наделенные этими полномочиями определены федеральным законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Закон Кемеровской области N 38-ОЗ от 12.11.1997 «О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области» нарушает нормы федерального законодательства. В налоговом законодательстве Российской Федерации не предусмотрена такая форма расчетов налогоплательщиков с бюджетом, как предоставление продукции и услуг. В статье 11 Закона «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать налоги в денежной форме, обязанность налогоплательщика прекращается уплатой им налога или отменой налога. В случае невозможности уплаты налогов в денежной форме, предприятие в судебном порядке может быть признано банкротом, а на его имущество обращается взыскание.

Действительно, пунктом 9 ст. 49 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной администрации» предусмотрено право областной администрации замены платежей, вносимых в краевой, областной бюджет определенными видами продукции, материалов, а также выполнением работ или оказанием услуг.

Данный Закон не регулирует отношения по погашению задолженности в краевой, областной бюджет. Он предусматривает такую возможность, но только с согласия предприятия, учреждения и организации и лишь при своевременном выполнении обязанности по внесению в бюджет определенных сумм.

Федеральное законодательство о бюджете и налоговой системе не представляет органам исполнительной и законодательной власти областей права по изменению предусмотренной федеральными законами налоговой системы и принципов налогообложения и порядка исполнения доходной части бюджета, поэтому указанный Закон в соответствии со ст. 13 ГК РФ должен быть признан недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Закон Кемеровской области «О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области» N 38-ОЗ от 12.11.97 признать недействительным с момента вступления его в силу, как противоречащий действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
Е.В.АКИНИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *