О признании недействующим Закона Кемеровской области от 30.07.1997 N 23-ОЗ О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов.

Решение Кемеровского областного суда от 04.02.1998 N 3-8/98

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Феоктистовой И.Н.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным Закона Кемеровской области «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов»,

установил:

Законодательным Собранием Кемеровской области 16 июля 1997 года был принят Закон «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов».

Данным Законом были установлены организационно-правовые основы лицензирования деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов, создан был орган, выдающий лицензию (лицензионная комиссия при Управлении промышленности, транспорта, связи Администрации области). Плата за выдачу лицензий была установлена в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, также были установлены условия лицензирования, административная ответственность за несоблюдение условий лицензирования (л. д. 5 — 13).

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным Закона Кемеровской области N 101 от 16.07.97 «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов».

Требования мотивированы тем, что данный Закон регулирует гражданские правоотношения, поэтому принятие его относится к исключительному ведению Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 71, 72, 74, 76 Конституции РФ. Поэтому Законодательное Собрание Кемеровской области превысило свои полномочия, приняв данный Закон. Кроме того, оспариваемый Закон (ст. 18, 20) устанавливает административную ответственность за нелицензированную скупку, переработку и вывоз лома и металлов, где помимо штрафа, в виде санкции предусмотрена также конфискация предмета незаконной деятельности:

лишение лицензии, выдаваемой юридическому лицу либо гражданину — предпринимателю, что противоречит ст. ст. 24, 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ, содержащим исчерпывающий перечень оснований для лишения граждан специального права, а также содержащим положение об установлении административного взыскания в виде конфискации только законодательными актами Российской Федерации.

14 августа 1997 года и.о. прокурора области был принесен протест в адрес Законодательного Собрания Кемеровской области на Закон Кемеровской области «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» N 101 от 16 июля 1997 года, который рассмотрен не был в срок предусмотренный п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор Кемеровской области просит признать недействительным Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 г. «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов», с момента его опубликования и обязать Законодательное Собрание опубликовать решение суда в средствах массовой информации.

Представитель прокурора Кемеровской области — пом. прокурора Тверикина Н.Н. поддержала в судебном заседании требования и просила признать Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 г. «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» недействительным с момента его издания, поскольку он противоречит действующему законодательству по основаниям указанным в заявлении, так же просила обязать Законодательное Собрание опубликовать решение суда в средствах массовой информации.

Представитель Законодательного Собрания Кемеровской области — консультант контрольно-правоохранительного комитета А.Е.А. требования прокурора не признала, поскольку принятие Закона N 101 от 16 июля 1997 года «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов», как пояснила она, было вызвано жизненной необходимостью, т.к. цветные металлы бесконтрольно убывают из Кузбасса.

В связи с эти во исполнение вышеуказанного Закона было принято постановление Администрации Кемеровской области N 41 от 31.12.1997 «О чрезвычайной ситуации в Кузбассе в связи с хищением цветных металлов». В соответствии со ст. 72 Конституции РФ считала, что Законодательное Собрание имело право на принятие такого Закона. Также Законодательное Собрание обратилось в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу о принятии такого Закона.

Представитель Администрации Кемеровской области — консультант правового управления Х.А.В. требования прокурора также не признал, пояснив, что принятие вышеуказанного Закона было вызвано желанием прекратить хищение цветных металлов в области, т.к. под угрозой находится жизнеобеспечение области. Считает, что лицензирование это не только гражданско-правовые отношения, но и составная часть административных правоотношений, т.к. выдача лицензий — государственно-властный акт. Поэтому, согласно Конституции РФ, лицензирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта РФ. Указывал, что Административный кодекс устарел, поэтому Законодательное Собрание Кемеровской области и предусмотрело в законе новые административные взыскания.

Выслушав пояснения пом. прокурора Тверикиной Н.Н., представителей Законодательного Собрания и Администрации Кемеровской области А.Е.А., Х.А.В., изучив материалы дела, заслушав заключение пом. прокурора области Тверикиной Н.Н., просившей удовлетворить заявление, суд считает заявление прокурора области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется Законом и относится к предмету ведения гражданского законодательства.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» в п. 19 обратили внимание судов на то, что после введения в действие Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только Законом.

В этой связи перечень лицензируемых видов деятельности, как вопрос, регулируемый гражданским законодательством, на основании п. «О» ст. 71 Конституции РФ относится к ведению Российской Федерации, а не к самостоятельному ведению субъекта Российской Федерации.

Поэтому доводы представителей Законодательного Собрания — А.Е.А., Администрации Кемеровской области — Х.А.В., что в соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ Законодательное Собрание имело право принять собственный нормативный акт «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов», т.к. данный вопрос относится также к административному праву в силу наличия элементов властных отношений при выдаче лицензий, является несостоятельными.

Поскольку, лицензирование, как деятельность по выдаче специального разрешения на ведение соответствующей деятельности уполномоченными на то органами действительно могут содержать элементы административно-правовых отношений. Однако определение видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности юридического лица и в силу этого является институтом гражданского права, регулирование которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального Закона «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса РФ» перечень лицензируемых видов деятельности (при отсутствии Федерального Закона) в настоящее время определяется Постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 22.04.97). Данное постановление не относит к лицензированию скупку, переработку и вывоз лома цветных металлов и их сплавов и не предоставляет субъектам Российской Федерации полномочий на введение по своему усмотрению лицензирования непредусмотренных к лицензированию видов деятельности.

Указанное полномочие не закреплено за субъектом Российской Федерации и в Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации N 492 от 27 мая 1993 г. «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности».

Поэтому доводы представителей Законодательного Собрания, Администрации Кемеровской области о том, что Законодательное Собрание имело право на принятие вышеназванного Закона, т.к. лицензирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ N 168 от 26.02.1996 года «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» предусмотрено лицензирование деятельности по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных видов отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных). Органом, осуществляющим лицензирование, является Министерство охраны окружающей среды и его территориальные органы.

П. 6 указанного постановления установлена плата за выдачу лицензии в пределах 3-х кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, принятие Законодательным Собранием Кемеровской области вышеуказанного Закона N 101 от 16 июля 1997 года на введение лицензирования отдельного вида деятельности, не предусмотренного к лицензированию законодательными актами РФ, противоречит действующему законодательству.

Кроме того, Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 г. «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» не соответствует нормам ст. 74 Конституции РФ, где прямо закреплено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводится в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. «К» ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ. В принятом Законодательным Собранием законе N 101 от 16.07.97 предусмотрены нормы ответственности, которые в Кодексе об административных правонарушениях отсутствуют, применение отдельных видов введенных санкций противоречит положениям кодекса.

Так, ст. 18 Закона области устанавливает административную ответственность за нелицензированную скупку, переработку и вывоз лома цветных металлов, где помимо штрафа, в виде санкции, предусмотрена конфискация предмета незаконной деятельности, что противоречит ст. 24 КоАП РФ, согласно которой административное взыскание в виде конфискации может быть установлено только законодательными актами РФ.

Предусмотренная ст. 20 Закона области санкция — лишение лицензии, выдаваемой юридическому лицу, либо гражданину-предпринимателю противоречит также ст. ст. 24, 30 КоАП РФ, содержащим исчерпывающий перечень оснований для лишения граждан специального права.

П. 3 ст. 18 Закона области предусмотрено, что средства, полученные от реализации конфискованного лома цветных металлов и их сплавов в размере 50% подлежат перечислению в бюджет области. Данное положение противоречит ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», в котором предусмотрено, что штрафы отчисляются в доходы местных бюджетов.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Поэтому, поскольку Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 г. «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» противоречит Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, был принят Законодательным Собранием с превышением своих полномочий, он должен быть признан недействительным.

Поскольку Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 года «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» был опубликован в средствах массовой информации, то требования прокурора области в этой части также подлежат удовлетворению в части опубликования сообщения о судебном решении в средствах массовой информации.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.

Признать недействительным Закон Кемеровской области N 101 от 16 июля 1997 года «О лицензировании деятельности по скупке, переработке и вывозу за пределы области лома цветных металлов и их сплавов» со дня издания.

Обязать Законодательное Собрание Кемеровской области в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение в газете «Кузбасс» о принятом судебном решении.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
И.Н.ФЕОКТИСТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *