О признании недействующим постановления главы городского округа — город Камышин от 26.03.2009 N 560-п О городской целевой программе Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 гг..

Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 02.08.2012 по делу N 2-1424/2012

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Раптановой М.А.,

с участием прокурора Холодельщикова В.В.,

при секретаре З.,

с участием представителя заинтересованного лица администрации городского округа — город Камышин Волгоградской области К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Камышина Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и недействующим нормативного правового акта,

установил:

Прокурор г. Камышина Волгоградской области Власов Ю.А. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим нормативного правового акта, указав, что постановлением главы городского округа — город Камышин от 26 марта 2009 N 560-п утверждена городская целевая программа «Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 г.г.».

Указанное постановление главы было опубликовано в ежедневной общественно-политической газете «Диалог» за N 67 от 02 апреля 2009 (в тексте искового заявления описка).

Считает, что принятое постановление противоречит требованиям действующего законодательства России по следующим основаниям.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемых за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

При этом согласно требованию ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 21 Устава городского округа — город Камышин, принятого решением Камышинской городской Думы от 28 июня 2005 N 56 (далее Устав), устанавливает в качестве органов местного самоуправления городского округа — город Камышин главу городского округа, городскую Думу и администрацию городского округа.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 37 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Исходя из смысла, ч. 1 ст. 36 Устава на территории городского округа город Камышин местной администрацией является администрация городского округа.

Таким образом, порядок принятия решений о разработке формировании долгосрочных и ведомственных целевых программ реализуемых за счет средств бюджета городского округа — город Камышин должен быть установлен нормативным правовым актом администрации городского округа город Камышин.

Издание постановления от 26 марта 2009 N 560-п главой городского округа — город Камышин противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку принято с нарушением компетенции.

В связи с указанным нарушениями 16 апреля 2012 прокуратурой г. Камышина принесен протест на постановление главы городского округа город Камышин от 26 марта 2009 N 560-п по результатам рассмотрения которого начальником управления финансов администрации городского округа — город Камышин письмом от 04 мая 2012 в удовлетворении протеста отказано.

Оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ, также их утверждение является полномочием исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в лице администрации городского округа, а не представительного органа местного самоуправления и, соответственно, принятие оспариваемого муниципального нормативного правового акта является превышением установленных законом полномочий, создает возможность для произвольной трактовки полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов, их должностных лиц.

В соответствии с требованием п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Учитывая, что на основании пункта 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы, выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и послужили основанием для обращения прокурора в суд с заявлением, в котором он просит признать незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление главы городского округа — город Камышин от 26 марта 2009 N 560-п «О городской целевой программе «Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 г.г.».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Холодельщиков В.В. поддержал заявление в полном объеме, дополнительно пояснил, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом. Пунктом 164 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 179.3 Бюджетного кодекса России были внесены изменения. Согласно данным изменениям порядок принятия решений о разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ и их формирование устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с требованием ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации N 63-ФЗ пункт 164 статьи 1 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2009 года.

При этом п. 16 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 43 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена:

а) в пункте 3 части 1 слова «постановления и распоряжения главы местной администрации,» заменить словами «местной администрации и»;

б) часть 4 после слов «или постановления и распоряжения» дополнить словами «местной администрации»;

в) часть 6 после слова «постановления» дополнить словами «местной администрации», после слова «распоряжения» дополнить словами «местной администрации»;

Указанная норма федерального законодательства вступила в законную силу согласно требованию ч. 1 ст. 31 Федерального закона России от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ со дня официального опубликования данного Закона. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ» 29.12.2008 N 52.

Следовательно, с указанного периода времени порядок принятия решений о разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ должен быть установлен муниципальным правовым актом администрации городского округа — город Камышин.

В оспариваемом нормативном акте прокурор усматривает коррупциогенные факторы.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации городского округа — город Камышин К. просила в удовлетворении заявления прокурора отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в ходе судебного разбирательства к протоколу судебного заседания.

Дополнительно пояснила, что на основании Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления» (ч. 2 ст. 37) и ст. 22 Устава городского округа — город Камышин (зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу 27.10.2005 г.) главой местной администрации является глава муниципального образования, администрация городского округа — город Камышин действует под непосредственным руководством главы городского округа — город Камышин. Оспариваемая прокурором программа принята в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в пределах полномочий, предоставляемых главе городского округа — город Камышин.

Согласно ст. 8 Устава (в редакции решения Камышинской городской Думы от 30 апреля 2009 N 17) в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы городского округа, предусмотренные Уставом городского округа. До внесения указанных изменений, которые вступили в действие 14 июля 2009, действовали правовые нормы, закрепляющие издание постановлений и распоряжений главы городского округа — город Камышин.

В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона России от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию после их государственной регистрации и вступают в законную силу после их официального опубликования (обнародования). Следовательно, решение Камышинской городской Думы от 30 апреля 2009 N 17 распространяет свое действие только на отношения, возникшие после 14 июля 2009 (даты официального опубликования решения после государственной регистрации). После вступления указанных изменений в Устав целевые программы утверждаются постановлением администрации городского округа — город Камышин.

По мнению администрации городского округа — город Камышин муниципальные правовые акты, в том числе постановление главы городского округа — город Камышин от 26 марта 2009 N 560-п, принятые до вступления в силу решения Камышинской городской Думы от 30 апреля 2009 N 17, не требуют внесения изменений.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица глава городского округа — город Камышин Ч., принявший оспариваемый нормативный правовой акт, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд, учитывая положения ч. 2 ст. 252 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица главы городского округа — город Камышин.

Выслушав прокурора, представителя администрации городского округа — город Камышин, исследовав материалы дела, проанализировав нормы как оспариваемого постановления, так и федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подано обоснованно, а потому подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как разъяснено в пунктах 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы городского округа — город Камышин от 26 марта 2009 года N 560-п утверждена городская целевая программа «Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 г.г.». Указанное постановление опубликовано в камышинской ежедневной общественно-политической газете «Диалог».

Оспариваемое постановление главы городского округа — город Камышин опубликовано в средствах массовой информации, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Постановление главы городского округа — город Камышин N 560-п от 26.03.2009 г., которым утверждена городская целевая программа принята во исполнение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.

Пунктом 164 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 179.3 Бюджетного кодекса России были внесены изменения. Согласно данным изменениям порядок принятия решений о разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ и их формирование устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с требованием ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации N 63-ФЗ пункт 164 статьи 1 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2009 года.

При этом п. 16 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 43 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена:

а) в пункте 3 части 1 слова «постановления и распоряжения главы местной администрации,» заменить словами «местной администрации и»;

б) часть 4 после слов «или постановления и распоряжения» дополнить словами «местной администрации»;

в) часть 6 после слова «постановления» дополнить словами «местной администрации», после слова «распоряжения» дополнить словами «местной администрации»;

Данная норма федерального законодательства вступила в законную силу согласно требованию ч. 1 ст. 31 Федерального закона России от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ со дня официального опубликования данного Закона, первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ» 29.12.2008 N 52 (ч. 1), ст. 6236.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ, действующего в период принятия оспариваемого постановления) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Статьей 21 Устава городского округа — город Камышин, принятого решением Камышинской городской Думы от 28 июня 2005 N 56 устанавливает в качестве органов местного самоуправления городского округа — город Камышин: главу городского округа, Камышинскую городскую Думу, администрацию городского округа, Контрольно-счетную палату городского округа, Избирательную комиссию городского округа.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Исходя из смысла, ч. 1 ст. 36 Устава на территории городского округа — город Камышин местной администрацией является администрация городского округа.

Соответственно, со дня официального опубликования Федерального закона России от 25 декабря 2008 N 281-ФЗ (первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ» 29.12.2008 N 52) порядок принятия решений о разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ должен был устанавливаться муниципальным правовым актом администрации городского округа — город Камышин.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что объем полномочий органа (должностного лица) на издание определенной группы нормативных правовых актов ограничен законом.

Доводы представителя администрации городского округа — город Камышин о том, что несмотря на вступившие в законную силу 29.01.2009 г. изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, и до внесения соответствующих изменений в Устав городского округа — город Камышин (вступивших в силу 14.07.2009 г.), действовали правовые нормы, закрепляющие издание постановлений и распоряжений главы городского округа; что долгосрочные целевые программы, разработка которых отнесена Бюджетным кодексом РФ к исключительной компетенции местной администрации, вправе утверждать своим постановлением глава городского округа — город Камышин, который действует от имени администрации городского округа — город Камышин; что оспариваемая программа принята в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в пределах полномочий, предоставленных главе городского округа — город Камышин Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и действующим в период принятия оспариваемого постановления Уставом городского округа суд находит не убедительными и противоречащими требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

На основании ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из публичного предназначения средств бюджета как формы образования и расходования денежных средств с целью финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, федеральный законодатель закрепил в Бюджетном кодексе Российской Федерации общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В частности, в ст. 179 и 179.3 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) законодателем четко регламентировано, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации должен быть установлен … муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

На основании п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Исходя из изложенного, суд соглашается с процессуальной позицией прокурора, указавшего, что оспариваемое постановление, устанавливающее порядок принятия решений о разработке и формировании долгосрочных и ведомственных целевых программ, реализуемых за счет средств местного бюджета, должно быть принято администрацией городского округа — город Камышин как органом местного самоуправления, наделенным данными полномочиями Бюджетным кодексом Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, нежели муниципальный нормативный правовой акт — Устав городского округа — город Камышин.

Несоответствие Устава городского округа — город Камышин не являлось и не является препятствием для принятия указанного нормативного правового акта администрацией городского округа.

Более того, не принятие администрацией городского округа — город Камышин своевременных мер по приведению Устава в соответствие с действующим законодательством не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявления.

Отсутствие в редакции Устава городского округа — город Камышин (до внесения соответствующих изменений в ст. 8 — л.д. 33) понятия «правовые акты администрации городского округа» не могло и не должно было повлиять на порядок их принятия, в частности соблюдения полномочий органа/должностного лица на их издание, и данный порядок должен был соответствовать действующему в период его принятия федеральному законодательству.

Иное означало бы нарушение принципа единообразного применения конституционных норм, согласно которым Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного, наделение главы городского округа полномочиями на принятие нормативного правового акта от имени администрации городского округа противоречит действующему законодательству, поскольку дублирование одних и тех же полномочий разными органами местного самоуправления создает правовую неопределенность и неопределенность ответственности.

В соответствии с п. п. 17, 19, 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, компетенцию органа, его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление главы городского округа — город Камышин от 26.03.2009 г. N 560-п «О городской целевой программе «Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 г.г.» не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, а также им нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории городского округа — город Камышин, поскольку целевые программы являются одним из важнейших средств активного воздействия на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Довод представителя администрации городского округа — город Камышин К. о том, что проект внесения изменений, вносимых в оспариваемое постановление с учетом исполнения бюджета городского округа на 2010 — 2012 г.г., осуществлялся в соответствии с полученным положительным заключением прокуратуры г. Камышина, в котором указано, что постановление не имеет противоречий с действующим законодательством, соответственно, принят в рамках компетенции исполнительного органа местного самоуправления опровергается тем обстоятельством, что проведение обязательной процедуры антикоррупционной экспертизы, предшествующей принятию нормативных правовых актов и их проектов, не освобождает органы местного самоуправления принимать такие акты в соответствии с действующим законодательством и не ставится в зависимость от невозможности выявления в них нарушений, коррупциогенных факторов в последующем.

Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Камышина требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.

Принимая во внимание ссылку представителя администрации городского округа — город Камышин о том, что оспариваемым постановлением реализуются программные мероприятия, что признание постановления недействующим приведет к нарушению прав и интересов педагогических работников, муниципальных учреждений образования и в целом отразится на социальной сфере городского округа, суд приходит к выводу признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, как разъяснено в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Учитывая, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный, правовой акт опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием о публикации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения Камышинского городского суда от 02 августа 2012 года постановление главы городского округа — город Камышин от 26 марта 2009 года N 560-п «О городской целевой программе «Обеспечение муниципальных учреждений образования городского округа — город Камышин педагогическими кадрами на 2009 — 2017 г.г.».

После вступления в законную силу решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 02 августа 2012 года сообщение о решении суда должно быть опубликовано в камышинской ежедневной общественно-политической газете «Диалог» в ближайшем планируемом выпуске после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
М.А.РАПТАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *