Иск о понуждении включить в список детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворен, поскольку истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как в ранее занимаемом жилом помещении проживать невозможно, иного жилья в собственности или по договору социального

Апелляционное определение Калининградского областного суда от 18.06.2014 по делу N 33-2565/2014

Судья: Харитоненко Н.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Агуреевой С.А.

судей: Быстровой М.А., Шкуратовой А.В.

с участием прокурора: Мяшиной З.А.

при секретаре: Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области

на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 марта 2014 года, которым исковые требования прокурора в интересах Б. удовлетворены.

Министерство социальной политики Калининградской области обязано включить Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Правительство Калининградской области обязано за счет средств бюджета Калининградской области предоставить Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в Правдинском районе Калининградской области общей площадью не менее 18 кв. м.

Заслушав доклад судьи Агуреевой С.А., возражения прокурора Мяшиной З.А. и Б., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Правдинского района Калининградской области обратился в защиту прав и законных интересов Б. в суд с иском к Правительству Калининградской области, Министерству социальной политики Калининградской области о понуждении Министерства социальной политики Калининградской области включить Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, о понуждении Правительства Калининградской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области, ссылаясь на то, что Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла 19 мая 2005 года, а сведения об отце в свидетельстве о рождении ребенка указаны на основании заявления матери.

Ссылаются на то, что постановлением главы администрации Правдинского района N от 29 июля 2005 года в отношении несовершеннолетней Б. была установлена опека Л., пунктом N данного постановления сохранено право пользования Б. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

В период с 19 мая 2005 года по 30 июня 2013 года Б. находилась под опекой Л. и проживала по адресу: <адрес>, в том числе в период с 1 сентября 2010 года по 30 июня 2013 года — обучалась в Государственном образовательном учреждении <данные изъяты> образования Калининградской области «Т.», расположенном в г. С. К-ой. области.

Прокурор указывает, что по вине администрации муниципального образования «Мозырьское сельское поселение» на момент достижения Б. совершеннолетия договор социального найма на закрепленное за ней жилое помещение заключен не был.

В связи с тем, что собственник данного жилого помещения не принимал мер к его сохранности решением межведомственной комиссии от 26 октября 2012 года, назначенной решением Совета депутатов МО «Мозырьское поселение» от 9 декабря 2008 года N, жилое помещение, закрепленное за Б., признано непригодным для постоянного проживания по причине полного разрушения <данные изъяты> стен и частичного отсутствия кровли.

Ссылаются на то, что с 2012 года Б., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет пригодного для проживания жилого помещения и до настоящего времени таким жилым помещением не обеспечена. По заявлению Б. в Министерство образования Калининградской области о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение N от 24 июля 2013 года об отказе в установлении факта невозможности проживания Б. в ранее закрепленном жилом помещении со ссылкой на отсутствие на момент достижения совершеннолетия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года N 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

Прокурор полагает, что указанное решение является незаконным, так как Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей, постоянно проживает на территории К-ой. области, жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, закрепленное за ней жилье признано непригодным для проживания, поэтому имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области и подлежит включению в соответствующий список.

Б. в суде исковые требования прокурора поддержала по изложенным в иске основаниям.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования «Правдинский район».

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Калининградской области Г. просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение норм материального права. Ссылаются на то, что на момент признания жилого помещения, закрепленного за Б., непригодным для проживания Б. уже достигла совершеннолетия, следовательно, реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением. Полагают, что в период, когда Б. могла претендовать на обеспечение жилым помещением, то есть с 14 апреля 2012 года ее права не были нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На жалобу принесены возражения помощником прокурора, участвовавшем в рассмотрении дела, Ж.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, администрации муниципального образования «Правдинский район» Калининградской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с заявлениями об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств.

Частью 4 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года N 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.

1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым из Жилищного кодекса РФ исключен п. 2 ч. 2 ст. 57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Кроме этого, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

26 декабря 2012 года принят Закон Калининградской области N 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года N 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

Согласно п. п. 1, 5 ст. 43-4 указанного Закона заявление о включении в Список также могут представить в орган исполнительной власти Калининградской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, осуществляется при наличии факта невозможности проживания указанной категории граждан в ранее занимаемых жилых помещениях, установленного межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную и патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории К-ой. области (п. 3 ст. 43-6 указанного Закона).

В соответствии со ст. 43-7 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.

На основании принятого межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о предоставлении жилого помещения Агентство по имуществу Калининградской области заключает договор найма специализированного жилого помещения.

Статьей 3 Закона Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» из Закона Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 214 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключен подпункт 11 пункта 1 статьи 2, в соответствии с которым ранее муниципальным образованиям Калининградской области были переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также данной статьей признан утратившим силу пункт 3 приложения 1 Закона Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 214, в соответствии с которым муниципальным образованиям Калининградской области распределялась субвенция областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Б., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Ч. умерла 19 мая 2005 года, а сведения об отце в свидетельстве о рождении ребенка указаны на основании заявления матери.

Постановлением главы администрации Правдинского района N от 29 июля 2005 года над несовершеннолетней Б. была установлена опека Л., а пунктом N данного постановления за Б. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Из материалов дела видно, что Б. в период с 19 мая 2005 года по 30 июня 2013 года находилась под опекой Л. и проживала по адресу: <адрес>. В период с 1 сентября 2010 года по 30 июня 2013 года истец обучалась в Государственном образовательном учреждении <данные изъяты> образования Калининградской области «Т.», расположенном в г. С., К-ой. области.

Решением межведомственной комиссии от 26 октября 2012 года, назначенной решением Совета депутатов МО «Мозырьское поселение» от 9 декабря 2008 года N, жилое помещение, закрепленное за Б. постановлением N от 29 июля 2005 года, признано непригодным для постоянного проживания по причине полного разрушения <данные изъяты> стен и частичного отсутствия кровли.

В июне 2013 года Б. обратилась с заявлением в Министерство образования Калининградской области о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

По результатам рассмотрения указанного заявления межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение N от 24 июля 2013 года об отказе в установлении факта невозможности проживания Б. в ранее закрепленном жилом помещении в связи с отсутствием на момент достижения совершеннолетия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

Надлежащим образом оценив имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в обеспечении истца жилым помещением специализированного жилищного фонда является необоснованным.

При этом суд верно сослался на то, что согласно п. N Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 4 апреля 2013 года N, межведомственная комиссия Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривает на ближайшем заседании представленные документы и принимает решение:

1) о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых они являются;

2) о возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых они являются.

Принимая решение об отказе в установлении факта невозможности проживания Б. в закрепленном жилом помещении, комиссия сослалась на то обстоятельство, что это жилое помещение не было признано непригодным для постоянного проживания на момент достижения Б. совершеннолетия, в то время как по смыслу приведенных выше правовых норм комиссия должна была установить, возможно либо невозможно проживание истца в ранее закрепленном за ней жилом помещении и в зависимости от установленного принять соответствующее решение. Между тем, указанное решение комиссии не содержит обоснования возможности проживания Б. в закрепленном ранее за ней жилом помещении, а также оценки того обстоятельства, что данное жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания в связи с его разрушением.

Кроме этого, комиссией не было учтено, что собственник упомянутого жилого помещения мер к его сохранению в состоянии, пригодном для проживания, не принимал. То обстоятельство, что истец достигла совершеннолетия до признания этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для постоянного проживания вследствие его разрушения, само по себе не может ограничивать право Б., обратившейся с заявлением о предоставлении жилья до достижения ею возраста 23 лет, на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Учитывая, что Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей, постоянно проживает на территории К-ой. области, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как в ранее занимаемом жилом помещении проживать невозможно, иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, своевременно — до 23-летнего возраста обратилась с заявлением о постановке ее на учет как ребенка-сироту, нуждающегося в жилье, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что Б. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке и по правилам, установленным перечисленными выше правовыми нормами, и подлежит включению в соответствующий список.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал Министерство социальной политики Калининградской области включить Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, а Правительство Калининградской области — предоставить Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в П-ом. районе К-ой. области, общей площадью не менее 18 кв. м.

При рассмотрении дела судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела.

Доводы апелляционной жалобы проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *