Исковые требования о признании незаконным бездействия администрации в области осуществления дорожной деятельности удовлетворены, так как факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии нашел свое подтверждение.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-2185/2014
Судья: Жесткова А.Э.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Науменко Б.И.,
судей Ольховского В.Н., Яковлева Н.А.
при секретаре Ш.
с участием прокурора Чулковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Багратионовское городское поселение» на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 марта 2014 г., которым исковые требования прокурора Багратионовского района Калининградской области удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации МО «Багратионовское городское поселение» в области осуществления дорожной деятельности.
На администрацию МО «Багратионовское городское поселение» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем установки на ул. К-ой. г. Б., вдоль которой расположено ГС(К)ОУ «Ш.» (ул. К., N) со стороны площади повторного дорожного знака 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка), а со стороны ул. Ж. — основного и повторного дорожных знаков 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка).
В удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» и Калининградскому областному унитарному предприятию «Д.» отказано.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя администрации МО «Багратионовское городское поселение» О., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Чулковой И.В., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
прокурор Багратионовского района Калининградской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Багратионовское городское поселение», указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог было установлено отсутствие на участке дороги — ул. К-ой. г. Б., вдоль которой расположено ГС(К)ОУ «Ш.» (ул. К., N) необходимых дорожных знаков, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии. Лицом, ответственным за устранение выявленных недостатков является администрация МО «Багратионовское городское поселение», к полномочиям которой законом отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Меры по устранению указанных нарушений ответчиком до настоящего времени не приняты. Бездействие администрации МО «Багратионовское городское поселение» в решении данного вопроса угрожает безопасности дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Багратионовское городское поселение» в области осуществления дорожной деятельности, возложить на администрацию МО «Багратионовское городское поселение» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем установки на ул. К-ой. г. Б., вдоль которой расположено ГС(К)ОУ «Ш.» (ул. К., N), со стороны площади повторного дорожного знака 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка), а со стороны ул. Ж. — основного и повторного дорожных знаков 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка).
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Багратионовское городское поселение» просит данное решение отменить в части признания незаконным бездействия администрации МО «Багратионовское городское поселение» в области осуществления дорожной деятельности. Указывает, что ее бездействие по установлению дорожных знаков не является незаконным, так как было обусловлено необходимостью выяснения вопросов о принадлежности данного участка улицы К-ой., являющегося частью дороги регионального значения, и о том, чьей обязанностью является содержание и обслуживание указанного участка. Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что администрацией принимались меры к организации дорожного движения на территории поселения, что было доведено до сведения суда представителем администрации, однако письменные доказательства этого суду не представлялись.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Федерального закона, безопасность дорожного движения должна обеспечиваться, в частности, содержанием дорог на территории Российской Федерации, под которым согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по содержанию автомобильных дорог является одним из элементов дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Частью 1 статьи 34 этого Федерального закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Багратионовского городского поселения, а также за пределами проезжей части дорог регионального значения, отнесена законом к вопросам местного значения данного поселения и подлежит осуществлению администрацией МО «Багратионовское городское поселение», являющейся органом местного самоуправления, осуществляющим, в соответствии с частью 1 статьи 29 Устава МО «Багратионовское городское поселение» исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения.
По результатам проведенной 9 января 2014 г. должностным лицом отделения ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Б-ий.» проверки улично-дорожной сети Б-го. района было установлено, что на ул. К-ой. г. Б., в месте расположения ГС(К)ОУ «Ш.» (ул. К., N), со стороны площади отсутствует повторный дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка), а со стороны ул. Ж. — основной и повторный дорожный знак 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 (протяженность участка).
Указанные обстоятельства также следуют из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 9 января 2014 г., составленного старшим государственным инспектором по БДД ОГИБДД МО МВД России «Б-ий.», и из представленных суду фотоснимков.
При этом судом было установлено, что 13 января 2014 г. информация о неудовлетворительном содержании дорог была передана представителю организации, обслуживающей данный участок дороги, должностному лицу — главе администрации МО «Багратионовское городское поселение».
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог, в данном случае — на администрацию МО «Багратионовское городское поселение».
Установив, что администрацией МО «Багратионовское городское поселение», несмотря на получение ею соответствующей информации, в течение длительного периода не устраняются недостатки по содержанию вышеуказанной дороги, и принимая во внимание, что отсутствие необходимых дорожных знаков угрожает безопасности дорожного движения на этом участке дороги, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, суд пришел к правильным выводам о том, что неисполнение администрацией МО «Багратионовское городское поселение» обязанности по надлежащему содержанию дороги не обеспечивает безопасность дорожного движения и не отвечает задачам в области безопасности дорожного движения, закрепленным в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», и о том, что администрацией МО «Багратионовское городское поселение» допущено неправомерное бездействие в области осуществления дорожной деятельности, в связи с чем суд обоснованно обязал администрацию МО «Багратионовское городское поселение» выполнить работы по установке дорожных знаков на ул. К-ой. г. Б. в месте расположения ГС(К)ОУ «Ш.».
Ссылка администрации МО «Багратионовское городское поселение» в апелляционной жалобе на то, что ее бездействие по установлению дорожных знаков не является незаконным, так как было обусловлено необходимостью выяснения вопросов о принадлежности данного участка улицы К-ой., являющегося частью дороги регионального значения, и о том, чьей обязанностью является содержание и обслуживание указанного участка, а также на то, что администрацией принимались меры к организации дорожного движения на территории поселения, не может свидетельствовать о незаконности решения суда.
Из материалов дела следует, что вопрос о принадлежности и субъекте обязанности по содержанию и обслуживание участка улицы К., вдоль которого расположено ГС(К)ОУ «Ш.», с учетом пункта 3 Постановления Правительства Калининградской области от 13 июля 2007 г. N 422 «Об отдельных вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Калининградской области», а также других указанных выше нормативных правовых актов являлся понятным и не требовал длительного разрешения.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов.
Из материалов дела следует, что представитель администрации МО «Багратионовское городское поселение», возражая в судебном заседании против заявленных прокурором требований, каких-либо доказательств в обоснование своих доводов не представил.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в части признания незаконным бездействия администрации МО «Багратионовское городское поселение» в области осуществления дорожной деятельности не имеется.
Решение суда является законным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328 — 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 5 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.