Исковые требования о снятии с регистрационного учета по адресу дислокации войсковой части удовлетворены правомерно, так как строение, расположенное по месту регистрации ответчика, является нежилым административным зданием, ответчик утратил статус военнослужащего, по месту регистрации не проживает, на момент увольнения с военной службы на учете военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, не состоял.

Апелляционное определение Калининградского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-25/2014

Судья: Ченцова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Крамаренко О.А.

судей: Мариной С.В., Алферовой Г.П.

при секретаре: Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Центрального районного суда города Калининграда от 07.10.2013 года, которым постановлено:

Снять М. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителя войсковой части 78455 Л., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной и просившего об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия

установила:

Войсковая часть 78455 обратилась в суд с иском к М. о снятии с регистрационного учета по адресу дислокации войсковой части, указав в его обоснование, что в период прохождения военной службы в войсковой части 78455, в 2010 году, ответчик был зарегистрирован по адресу войсковой части: <адрес>, при этом его регистрация носила формальный характер и не была связана с проживанием по указанному адресу. После увольнения с военной службы и исключения его из списка личного состава части ответчик, несмотря на обращение истца к нему с таким предложением, с регистрационного учета в добровольном порядке не снялся, тогда как утратив статус военнослужащего, он утратил и право быть зарегистрированным по месту дислокации воинской части.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе М. просит отменить решение суда и вынести новое — об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, ссылаясь на то, что судом необоснованно не было принято во внимание то обстоятельство, что пунктом 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрен особый порядок регистрации военнослужащих по адресам дислокации войсковых частей до получения жилых помещений. В соответствии с положениями названной правовой нормы 25 ноября 2010 года он был зарегистрирован по месту дислокации войсковой части и до настоящего времени жилое помещение им получено не было. Нового места жительства он не имеет.

С учетом изложенного, считает несостоятельными положенные в основу решения доводы суда об отсутствии по адресу его регистрации жилых помещений, поскольку целью такой регистрации являлось обеспечение условий, необходимых для реализации его прав и свобод при отсутствии у него жилого помещения.

Также заявитель обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено такое основание для снятия с регистрационного учета по месту жительства как увольнение с военной службы. Иных предусмотренных законом оснований для снятия его с регистрационного учета по месту жительства, также не имеется, в установленном законом порядке заявление о снятии с регистрационного учета им не подавалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель войсковой части 78455 Л., полагал решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу просил оставить без удовлетворения.

Ответчик М., будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не заявлял, сведений о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, в судебную коллегию не представил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (п. 70 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).

Регистрация граждан, уволенных с военной службы, по месту жительства осуществляется на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что 23 ноября 2010 года в период прохождения военной службы в войсковой части 78455, ответчик М. был зарегистрирован по месту дислокации войсковой части — по адресу: <адрес>.

Удовлетворяя исковые требования истца о снятии ответчика М. с регистрационного учета по месту дислокации войсковой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что строение, расположенное по месту регистрации ответчика по месту жительства, по адресу: <адрес> является нежилым административным зданием, согласно выписке из приказа ФСБ России по Калининградской области N от 11 июня 2013 года, М. уволен с военной службы по состоянию здоровья и приказом ВрИО начальника Управления ФСБ России по Калининградской области от 8 июля 2013 года исключен из списков личного состава части с 10 июля 2013 года, соответственно с указанного времени он утратил статус военнослужащего.

Также из материалов дела видно, что по месту регистрации — по адресу войсковой части ответчик не проживает, служебное жилое помещение для временного проживания или общежитие ему не предоставлялось.

На момент его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава ответчик М. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, не состоял. Решением жилищной комиссии УФСБ России по Калининградской области от 30 апреля 2013 года N, утвержденным начальником управления, М., включенный в феврале 2011 года в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ был снят с жилищного учета, поскольку при его постановке на учет жилищной комиссией были допущены неправомерные действия по признанию ответчика нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Будучи не согласным с указанным решением жилищной комиссии и начальника УФСБ РФ по Калининградской области ответчик оспорил их действия в Калининградском военном суде и вступившим в законную силу решением этого суда от 30 мая 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 16 июля 2013 года, действия жилищной комиссии и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по снятию М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признаны законными и обоснованными, М. отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании этих действий.

14 мая 2013 года М. был подан рапорт на имя начальника УФСБ РФ по Калининградской области о принятии его в связи с предстоящим увольнением на учет нуждающихся в получении жилья в избранном им месте постоянном месте жительства в г. И. Однако решением жилищной комиссии от 09.07.2013 года заявителю было отказано в удовлетворении данного рапорта на основании п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, предусмотренных главой третьей Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и по причине неистечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения заявителем своих жилищных условий.

Не согласившись с таким решением жилищного органа и начальника УФСБ РФ по Калининградской области и полагая также незаконными действия директора ФСБ России и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по увольнению его с военной службы и исключению из списков личного состава без обеспечения его жильем, заявитель также обжаловал и эти действия в Калининградский гарнизонный военный суд, который своим решением от 11 сентября 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 05 ноября 2013 года, подтвердил законность решения жилищной комиссии от 09.07.2013 года об отказе М. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства и действий начальника УФСБ РФ по Калининградской области по утверждению указанного решения, а также действий директора ФСБ России и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по увольнению М. с военной службы и исключению его из списков личного состава.

Таким образом, каких-либо обязательств по обеспечению ответчика жилым помещением, с исполнением которых ответчик связывает возможность снятия его с регистрационного учета по месту дислокации войсковой части, и свое право состоять на учете до этого момента у истца, а также ФСБ России, перед ответчиком не имеется, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами.

При таком положении, принимая во внимание отсутствие у ответчика права быть зарегистрированным по месту дислокации войсковой части, поскольку он не относится к числу граждан, проходящих военную службу и имеющим право на получение жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые по их просьбе до получения жилых помещений по нормам, могут быть зарегистрированы по месту жительства, по адресам воинских частей и его регистрация не была связана с возникновением жилищных правоотношений и занятием на законном основании какого-либо жилого помещения по месту регистрации, не свидетельствуют о нарушении охраняемых законом прав и интересов ответчика и не могут быть признаны состоятельными и следовательно не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы М. об отсутствии предусмотренных законом оснований для снятия его с регистрационного учета по месту жительства по адресу дислокации войсковой части. Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных войсковой частью 78455 требований, удовлетворив их, поскольку достаточные правовые основания для снятия ответчика с регистрационного учета имеются.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Калининграда от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *