Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Калининградской области от 15.05.2013 N 290 (ред. от 26.09.2013) Об образовании государственного природного заказника регионального значения Пионерское.

Решение Калининградского областного суда от 01.10.2013 по делу N 3-34/2013

Калининградский областной суд в лице судьи — Струковой А.А.

с участием прокурора — Пономаревой Е.П.

при секретаре — Протас И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «КАЛИНА» об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290 «Об образовании государственного природного заказника регионального значения «Пионерское» (в редакции постановления от 26 сентября 2013 года N 724),

установил:

Постановлением Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290 (в редакции постановления от 26 сентября 2013 года N 724) образован государственный природный заказник регионального значения «Пионерское» в Светлогорском районе и Зеленоградском районах Калининградской области на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых территорий и объектов, землях промышленности, землях обороны и иного специального назначения без изъятия земельных участков (п. 1); утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Пионерское» (п. 2).

В соответствии с Положением о государственном природном заказнике регионального значения «Пионерское» целью его создания является сохранение ценных объектов и комплексов неживой природы (месторождений, проявлений янтаря и связанных с ними элементов ландшафта) (п. 2); площадь заказника составляет 328,1 га (п. 6); государственный природный заказник регионального значения «Пионерское» образован для выполнения следующих задач: сохранение ценных объектов и комплексов неживой природы (месторождений, проявлений янтаря и связанных с ними элементов ландшафта); содействие научным организациям в проведении научно-исследовательских работ; экологическое просвещение (п. 10); государственный природный заказник создан без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев и землепользователей (п. 21); на территории заказника запрещается хозяйственная или иная деятельность, если она противоречит целям и задачам создания заказника, в том числе мелиорация и распашка земель, за исключением существующих сельскохозяйственных угодий и земель, принадлежащих на законном праве гражданам и юридическим лицам для ведения садового, огороднического и дачного хозяйства (п.п. 3 п. 22).

ООО «КАЛИНА» обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления Правительства Калининградской области «Об образовании государственного природного заказника регионального значения «Пионерское», ссылаясь на то, что принадлежащий заявителю на праве собственности с 3 августа 2011 года земельный участок площадью 106127 кв. м с кадастровым номером 39:05:040609:133 из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, расположенный в Зеленоградском районе Калининградской области, неправомерно включен в границы заказника регионального значения «Пионерское», чем ограничена возможная хозяйственная деятельность Общества на участке и созданы препятствия к изменению категории земельного участка в целях осуществления строительства производственно-складского комплекса. Полагает оспариваемый правовой акт не соответствующим нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, по следующим основаниям:

— в первоначальной редакции постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года в качестве предмета охраны указаны месторождения янтаря, которые отсутствуют на земельном участке заявителя, что свидетельствует об отсутствии объекта особой охраны и не соответствует п.п. «д» п. 4 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

— в постановлении Правительства Калининградской области от 13 мая 2013 года (в редакции постановления от 26 сентября 2013 года N 724) изменен объект особой охраны, а также цели и задачи природного заказника «Пионерское» с указанием на охрану проявлений янтаря без проведения предусмотренных законом процедур, в том числе предусмотренной п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

— не доказано наличие проявлений янтаря на земельном участке заявителя, поскольку проявление янтаря «Пионерское» не внесено в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, отсутствует паспорт этого проявления в нарушение ст.ст. 30, 32 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» и Инструкции по ведению кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства геологии СССР от 25 июля 1980 года N 312, а также документы о государственной экспертизе запасов янтаря, утверждении их в качестве балансовых или забалансовых и постановке на государственный баланс; при проведении геологоразведочных работ в 1978-1982 г.г. фракционный состав янтаря не определялся и не проводилось технико-экономического обоснования временных разведочных кондиций, необходимых для подсчета запасов категории С2, вследствие чего данные отчета о результатах поисковых и поисково-оценочных работ на янтарь в пределах Пионерской янтареносной площади Калининградской области 1978-1982 г.г. и сообщения уполномоченных государственных органов о наличии проявлений янтаря являются недостаточными доказательствами;

— на территории Калининградской области имеются 3 месторождения янтаря, на которых ведется промышленная добыча янтаря, а также, по утверждению Правительства области, 8 проявлений янтаря, однако особая ценность янтаря в проявлении «Пионерское» по сравнению с иным янтарем не установлена и не доказана в нарушение ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»;

— оспариваемый правовой акт принят без внесения изменений в действующую схему размещения и развития особо охраняемых природных территорий в нарушение ст. 7 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях»;

— государственный природный заказник регионального значения образован Правительством Калининградской области без согласования с органами местного самоуправления Зеленоградского района в нарушение п. 2 ст. 23 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

— «Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории регионального значения — государственного природного заказника геологического профиля «Пионерское» и «Материалы оценки воздействия на окружающую среду деятельности по придания природному комплексу статуса особо охраняемой природной территории — государственный природный заказник геологического профиля «Пионерское» выполнены государственным автономным учреждением Калининградской области «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград», уставом которого не предусмотрен такой вид деятельности как экологическое обследование участков территорий, что противоречит п. 1 ст. 49 ГК РФ; фактически экологическое обследование участков территорий не проводилось и документация составлена без проведения натурных исследований, вследствие чего невозможно определить причину вывода о наличии янтаря на участках территорий, где предполагалось создание особо охраняемой природной территории;

— экологическая экспертиза проекта оспариваемого постановления проведена экспертной комиссией, полностью состоящей из штатных специалистов Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; в материалах комплексного экологического обследования и в заключении экологической экспертизы по этим материалам указана площадь заказника — 294,6 га, а в оспариваемом постановлении площадь заказника без достаточных к тому оснований определена в 328,1 га;

— обсуждение проекта постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290» не проводилось в Светлогорском районе в нарушение ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

— принятие решения о создании заказника осуществлено без выделения бюджетных средств в нарушение п.п. 5 п. 2 ст. 9 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях»;

— Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Пионерское» не содержит перечня земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании граждан и юридических лиц, в нарушение п. 9 ст. 12 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого правового акта);

— образование геологического заказника является одним из видов недропользования, однако право пользования недрами в установленном порядке не оформлено в нарушение п. 5 ст. 6 и п. 3 ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» и приказа МПР России от 29 ноября 2004 года N 712 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов».

В судебном заседании представители ООО «КАЛИНА» Арешкин К.В. и Кузнецов Е.Ю. заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представители Правительства Калининградской области — Готовчик А.Л., Жданова И.Ю., Николенко М.А. просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об обоснованности требований в части п.п. 3 п. 22 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Пионерское» и в остальной части требований — об их несоответствии закону, суд приходит к следующему.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принимаемые в отношении их законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов и биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «О особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов (п. 6 ст. 2 Федерального закона N 33-ФЗ).

Одной из категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые представляют собой территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, и которые могут иметь различный профиль, в том числе быть геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (п.п. 1, п.п. «д» п. 4 ст. 22 Федерального закона N 33-ФЗ).

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (п. 2 ст. 23 Федерального закона N 33-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Калининградской области принимает решение о необходимости образования особо охраняемой территории регионального значения.

В силу ст. 1 названного Закона области положение об особо охраняемой природной территории регионального значения утверждается Правительством Калининградской области.

Оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области образован государственный природный заказник регионального значения «Пионерское» и утверждено Положение об этом заказнике.

С учетом приведенных норм закона суд полагает, что оспариваемое постановление принято Правительством Калининградской области в пределах его компетенции.

Проверяя доводы заявителя об отсутствии предмета особой охраны, суд приходит к следующему.

В первоначальной редакции постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290 в качестве предмета охраны указаны месторождения янтаря и связанные с ними элементы ландшафта.

Под месторождением понимается природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может являться предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и существующих экономических условиях (например, п.п. 23-25 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР РФ от 11 декабря 2006 года N 278).

Из материалов дела следует, что на территории Калининградской области имеются 3 месторождения янтаря, запасы которых учтены государственным балансом: Пальмникенское, Приморское и Филино.

Месторождения янтаря на территории государственного природного заказника регионального значения «Пионерское» отсутствуют.

В связи с этим обстоятельством постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2013 года N 724 внесены изменения в первоначальную редакцию оспариваемого постановления и в качестве предмета особой охраны указаны не только месторождения янтаря, но и проявления янтаря и связанные с ними элементы ландшафта.

Юридическое определение проявлений в настоящее время отсутствует.

Под термином проявление подразумевается участок недр, содержащий залежи полезных ископаемых, количество запасов которых либо не установлено либо им не дана промышленная оценка (например, п. 2.2 Инструкции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых СССР, утвержденной приказом Министерства геологии СССР от 25 июля 1980 г. N 312, письма Управления по недопользованию по Калининградской области от 24 августа 2011 года N 418-п и от 4 сентября 2013 года N 363-п (т. 2 л.д. 93-95 и 214-215).

Факт наличия на территории природного заказника «Пионерское» (в том числе в границах принадлежащего ООО «КАЛИНА» земельного участка) проявлений янтаря подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в частности, сообщениями Управления по недропользованию по Калининградской области 24 августа 2011 года N 418-п (т. 2 л.д. 93-96) и от 28 февраля 2012 года N 157-к (т. 1 л.д. 59-65), сообщением Калининградского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Северо-Западному федеральному округу» от 5 марта 2012 года N 01-3/55 (т. 1 л.д. 66-68). Этой же организацией в распоряжение Правительства Калининградской области для подготовки нормативного правового акта предоставлен отчет о результатах поисковых и поисково-оценочных работ на янтарь в пределах Ладушкинской и Пионерской янтареносных площадей западной части Калининградской области, проведенных в 1978-1982 г.г. (автор — Мазепа Т.Я.) (т. 1 л.д. 69-263).

Судом по ходатайству заявителя был истребован оригинальный вышеуказанный отчет за 1978-1982 г.г., который в июне 1982 года был одобрен научно-техническим советом производственного геологического объединения «Севзапгеология».

Из этого отчета следует, что янтареносные отложения в районе г. Пионерский впервые были установлены в процессе проведения геологосъемочных работ в 1963-1964 г.г., когда несколькими скважинами на глубине 25-40 м была вскрыта «голубая земля» с установлением янтаря в двух скважинах в количестве 859 и 914 г/м3. Это послужило основанием для проведения здесь поисково-ревизионных работ в 1969-1973 г.г., в результате которых было установлено, что площадь развития «голубой земли» составляет 8,1 кв. км, а прогнозные запасы янтаря составили 20 569 тонн при среднем содержании янтаря 492 г/м3 и средней мощности вскрышных пород 32 м. Пионерский участок был признан перспективным и рекомендован для постановки более детальных работ.

В ходе поисково-оценочных работ в 1978-1982 г.г. на Ладушкинской площади проведены поисковые работы, в результате которых выявлено 2 перспективных участка с суммарным наличием прогнозных ресурсов категории Р2 в общей сумме 7,5 тыс. тонн.

В результате поисково-оценочных работ на Пионерской площади локализовано 4 перспективных участка, в том числе Пионерский участок, где площадь янтареносного горизонта «голубая земля» составляет 5,5 кв. км, запасы янтаря категории С2 — 17 245,8 тонн. Дана рекомендация о постановке разведочных работ первой очереди на Пионерском участке, характеризующемся наименьшей (даже по сравнению с эксплуатируемым Приморским месторождением) средней мощностью вскрыши — 36,4 м, значительными запасами и неплохим содержанием янтаря 888,9 г/м3.

В отчете также обоснована необходимость дальнейшего проведения разведочных работ, поскольку, несмотря на высокую обеспеченность Калининградского янтарного комбината разведанными запасами, возрастает спрос на янтарь и, кроме того, с учетом возрастающих темпов строительства на сравнительно небольшой территории Калининградской области выявление перспективных янтареносных площадей позволит при проектировании и строительстве предупредить их возможную застройку.

К данному отчету приложена геологическая карта дочетвертичных отложений Пионерской площади 1982 г.

В целях проверки доводов заявителя о недоказанности факта наличия проявлений янтаря в границах принадлежащего ООО «КАЛИНА» земельного участка было произведено Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области совмещение фрагмента вышеуказанной геологической карты дочетвертичных отложений Пионерской площади с границами государственных природных заказников регионального значения, при этом такое совмещение произведено с учетом сохранившихся и существующих населенных пунктов и транспортной сети, в частности, дороги в направлении г. Пионерский.

В непосредственной близости от участка заявителя расположены картировочные скважины N 725 и N 723, которые согласно карте 1982 года находятся в пределах контура распространения янтареносного горизонта «голубой земли».

Таким образом, представленный суду картографический материал позволяет сделать вывод о том, что принадлежащий ООО «КАЛИНА» земельный участок действительно располагается на Пионерском участке проявления янтаря.

Как правильно утверждает заявитель, проявления янтаря «Пионерское» не включены в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, отсутствуют документы об утверждении этих проявлений янтаря в качестве балансовых или забалансовых и о постановке их на государственный баланс.

В то же время, само по себе это обстоятельство, по мнению суда, не свидетельствует о недоказанности фактического наличия проявлений янтаря на территории природного заказника «Пионерское» при том, что определенные недостатки в ведении учетных документов обусловливают возникновение споров данной категории, но не исключают использование иных (помимо учетных документов) средств доказывания, перечень которых гражданским процессуальным законом не ограничен.

Ссылки заявителя на то, что при проведении геологоразведочных работ не были проведены необходимые исследования для подсчета запасов янтаря категории С2, а подсчет прогнозных ресурсов категории Р1 не осуществлен в установленном законом порядке и наличие таких прогнозных (предположительных) ресурсов янтаря не является основанием для особой охраны участков недр, суд находит необоснованными.

В соответствии с действующей в настоящее время Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР РФ от 11 декабря 2006 года N 278, запасы категории С2 должны удовлетворять следующим требованиям:

— размеры, форма, внутреннее строение тел полезного ископаемого и условия их залегания оценены по геологическим, геофизическим и геохимическим данным и подтверждены вскрытием полезного ископаемого ограниченным количеством скважин и горных выработок;

— контур запасов полезного ископаемого определен в соответствии с требованиями кондицией на основании опробования ограниченного количества скважин, горных выработок, естественных обнажений или по их совокупности. С учетом данных геофизических и геохимических исследований и геологических построений.

Из отчета за 1978-1982 г.г. видно, что на Пионерской площади пробурено 58 скважин (4076 погонных метров), произведено геологическое описание скважин (приложение 2), произведено опробование на янтарь (приложение 3), произведен расчет средних значений содержания янтаря в янтареносной «голубой земле» с учетом данных по выработкам, точкам интерполяции и экстраполяции (приложение 4), что позволило сделать вывод о наличии запасов янтаря категории С2.

Указание в письме Управления Калининграднедра от 4 сентября 2013 года N 363-п о необходимости классификации запасов янтаря в качестве прогнозных (т.е. менее достоверных) ресурсов категории Р1 (т. 2 л.д. 214-215) не соответствует содержанию отчета за 1978-1982 г.г. и, более того, не опровергает такой отчет в части наличия на Пионерском участке янтареносного горизонта с залежами янтаря.

Представленная заявителем учетная карточка геофизической изученности содержит указание на учет в Росгеофонде вышеупомянутого отчета о результатах поисковых и поисково-оценочных работ на янтарь, проведенных на Ладушкинской и Пионерской янтареносных площадях в 1978-1982 г.г., при этом в этой карточке отмечено отсутствие запасов или ресурсов янтаря.

Однако данная учетная карточка не соответствует самому отчету, в связи с чем она не может быть признана доказательством отсутствия проявлений янтаря на принадлежащем заявителю участке.

Таким образом, основу природного комплекса геологического заказника «Пионерский» составляет ценный геологический профиль со вскрытиями янтареносных отложений, сохранившихся лишь на территории Самбийского выступа, который не был срезан валдайским ледником.

Вопреки доводам заявителя внесение изменений в постановление Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290 «Об образовании государственного природного заказника регионального значения «Пионерское» является не установлением нового дополнительного объекта особой охраны и в связи с этим — изменением целей и задач созданной особо охраняемой природной территории, а лишь уточнением предмета охраны при том, что и месторождения янтаря и проявления янтаря представляют собой один вид ценных объектов и комплексов неживой природы — природные скопления янтаря, которые различаются только по степени геологической изученности запасов.

В этой связи суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя о несоответствии предмета особой охраны требованиям п.п. «д» п. 4 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и о необходимости повторного проведения процедур, обязательных при образовании особо охраняемой территории, на стадии издания постановления Правительства Калининградской области от 26 сентября 2013 года N 724.

Кроме того, объектом охраны являются связанные с проявлениями янтаря элементы ландшафта, к которым относятся уникальные элементы ландшафта Самбийского морского побережья — моренное плато, обрывающиеся к Балтийскому морю; береговой зоны, представляющей чередование слабовогнутых бухт и каменистых мысов с плавными очертаниями береговой линии; коренного берега, расчлененного глубоко врезанными долинами малых рек, узкими лесистыми оврагами, на которых произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений (осока баксбаума, шпажник черепитчатый, живучка женевская и т.д.), а также водятся редкие виды птиц и животных, в том числе занесенные в Красную книгу РФ средний дятел, серый сорокопут и т.д.

Таким образом, предмет особой охраны — ценные объекты и комплексы неживой природы (в том числе проявления янтаря и связанные с ними элементы ландшафта) — определен в оспариваемом правовом акте Правительства Калининградской области при наличии к тому правовых и фактических оснований.

Доводы заявителя о том, что в нарушение ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» Правительством Калининградской области не доказана особая ценность янтаря в проявлении «Пионерское» по сравнению с месторождениями и другими проявлениями янтаря в Калининградской области, суд полагает основанными на ошибочном толковании положений ст. 33 Закона о недрах, принимая во внимание, что предметом доказывания является особая ценность комплексов неживой природы (в том числе участка недр), которая в данном случае заключается не в особой ценности янтаря как такового в проявлении «Пионерское», а в целом в наличии проявлений янтаря на данной территории.

Утверждения о том, что созданию особо охраняемой природной территории геологического профиля должно предшествовать получение права пользования недрами для этой цели в соответствии с п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах и Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, утвержденным приказом МПР РФ от 29 ноября 2004 года N 712, суд считает необоснованными.

Действительно Законом о недрах предусмотрено, что недра предоставляются в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости) (п. 5 ст. 6); основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе, для образования особо охраняемых геологических объектов (п. 3 ст. 10.1); лицензия на пользование недрами удостоверяет, в частности, право образования особо охраняемых геологических объектов (ст. 11).

Согласно п. 11 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, утвержденного приказом МПР РФ от 29 ноября 2004 года N 712, решение о предоставлении права пользования недрами, принятое комиссией, направляется в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако в соответствии с п. 6.12 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1, лицензия на право образования особо охраняемых объектов удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр.

Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ (п. 9.1 вышеназванного Положения); предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов (п. 10.1 этого же Положения).

Из приведенных положения федерального законодательства о недрах следует, что получение права пользования недрами не требуется уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации для образования природного заказника геологического профиля в порядке, установленном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Иные указанные заявителем обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта, суд также считает необоснованными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до принятия оспариваемого постановления Правительства области были выполнены в 2013 году государственным автономным учреждением Калининградской области «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград» «Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории регионального значения — государственного природного заказника геологического профиля «Пионерское» и «Материалы оценки воздействия на окружающую среду деятельности по приданию природному комплексу, расположенному на территории Светлогорского района Калининградской области, статуса особо охраняемой природной территории».

В этих материалах сделан мотивированный вывод о целесообразности создания природного заказника «Пионерское» для сохранения геологического профиля янтареносных отложений «Пионерское», что существенно снизит антропогенную нагрузку на данную территорию (т. 2 л.д. 11-59, 97-132).

Материалы подготовлены на основании данных и схем, предоставленных Калининградским филиалом ФБУ «ТФГИ по Северо-Западному федеральному округу», управлением по недропользованию по Калининградской области, Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а также Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.

Ссылки заявителя на то, что натурные исследования не проводились, не опровергают сами по себе выводы специалистов, основанные на исследованных документах.

Названное учреждение имеет свидетельство от 16 августа 2012 года об аккредитации в сфере государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и осуществлении государственного экологического контроля на особо охраняемых природных территориях Калининградской области.

В этой связи суд полагает не имеющими существенного правового значения ссылки заявителя на то, что выполнение комплексного экологического обследования территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, не предусмотрено уставом учреждения как самостоятельный вид деятельности при том, что учреждение не вышло за пределы своей правоспособности.

Что касается доводов заявителя о недопустимости заключения государственной экологической экспертизы, суд приходит к выводу об их необоснованности по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, приказом руководителя Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 29 апреля 2013 года N 12 утвержден состав экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы «Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории регионального значения — государственного природного заказника геологического профиля «Пионерское» с включением в состав экспертной комиссии руководителя Калининградского филиала ФГУ «ТФГИ» Литвиненко В.В. (председатель комиссии), главного государственного инспектора Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области Аникина А.И. (секретарь комиссии), заслуженного врача РФ Загорского Н.Н., заслуженного геолога РСФСР Черемных Г.В., заместителя руководителя Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области Серикова Ю.М. (т. 2 л.д. 133-134).

Подобное формирование состава экспертной комиссии не противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Как следует из заключения экспертной комиссии, в ее распоряжение были предоставлены перечисленные в ст. 14 вышеназванного Федерального закона документы, которые, по заключению экспертной комиссии, соответствуют требованиям законодательства и содержат необходимую аргументацию организации природного заказника геологического профиля, вследствие чего намечаемое воздействие на окружающую среду природного комплекса «Пионерское» при придании ему статуса особо охраняемой природной территории признано допустимым, а реализация заявленной деятельности — возможной (т. 2 л.д. 138-145).

В тексте экспертного заключения, как правильно обращает внимание заявитель, действительно имеется указание на площадь планируемой особо охраняемой природной территории — 294,6 га при том, что в оспариваемом постановлении Правительства Калининградской области площадь заказника — 328,1 га.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в отношении части территории, которой придан статус особо охраняемой природной территории, не проводились экологическое обследование, оценка воздействия на окружающую среду и не дано положительное заключение государственной экологической экспертизы при том, что согласно приложениям N 1 и N 2 к оспариваемому постановлению территория заказника состоит из двух участков площадью 294,6 га и 33,5 га, а общая площадь соответственно — 328,1 га, однако на стадии подготовки проекта оспариваемого постановления и разработки необходимой документации была ошибочно указана площадь только одного участка — 294,6 га — и эта ошибка выявлена Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию до принятия оспариваемого постановления (т. 2 л.д. 208-212).

Поскольку схема границ природного заказника «Пионерское» согласно заключению экологической экспертизы аналогична схеме границ заказника согласно оспариваемому постановлению (т. 2 л.д. 211-212), суд полагает убедительными доводы Правительства Калининградской области о том, что допущенная ошибка при указании площади заказника в заключении экологической экспертизы является технической и не повлиявшей на законность и обоснованность экспертного заключения и оспариваемого постановления в целом.

Приказом руководителя Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 8 мая 2013 года N 13 вышеуказанное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено (т. 2 л.д. 137).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приказом руководителя Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 14 мая 2013 года N 16/1 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Калининградской области «Об образовании государственного природного заказника регионального значения «Пионерское» (т. 2 л.д. 70-72).

Таким образом, требования законодательства о проведении государственной экологической экспертизы не нарушены.

Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено образование государственного природного заказника регионального значения по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, до принятия оспариваемого постановления Правительства Калининградской области в его первоначальной редакции образование природного заказника «Пионерское» было согласовано только с органами местного самоуправления Светлогорского района, на территории которого расположена часть заказника площадью 294,6 га (т. 2 л.д. 6-66), при этом, как обоснованно утверждает заявитель, согласование с органами местного самоуправления Зеленоградского района (где расположена часть заказника площадью 33,5 га) произведено не было.

Однако этот недостаток устранен путем направления в администрацию Зеленоградского района 13 августа 2013 года «Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемой природной территории регионального значения -государственного природного заказника геологического профиля «Пионерское» и «Материалов оценки воздействия на окружающую среду деятельности по приданию природному комплексу, расположенному на территории Светлогорского района Калининградской области, статуса особо охраняемой природной территории», а также проекта постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290», публичное обсуждение которых состоялось 20 сентября 2013 года.

Постановлением администрации Зеленоградского района Калининградской области от 25 сентября 2013 года N 1444 согласовано образование в границах муниципального образования «Зеленоградский район» природного заказника «Пионерское» и проект вышеупомянутого постановления Правительства области.

Ссылки заявителя на то, что отсутствие согласования органов местного самоуправления Зеленоградского района на этапе образования природного заказника является неустранимым нарушением закона, суд полагает неправильными при том, что на публичные слушания явились только представители ООО «КАЛИНА», которые не представили обоснованных возражений против образования природного заказника на территории Зеленоградского района, в связи с чем отсутствие в распоряжении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов по публичному обсуждению вопроса о согласовании образования природного заказника на территории Зеленоградского района по сути не могло оказать определяющего влияния на выводы экспертной комиссии.

Что касается доводов заявителя о несоблюдении процедуры согласования образования природного заказника в Светлогорском районе, суд полагает их опровергнутыми соответствующим постановлением администрации Светлогорского района от 26 апреля 2013 года N 256 и представленными материалами по организации публичного обсуждения данного вопроса в Светлогорском районе (т. 2 л.д. 60-66).

Более того, по мнению суда, эти доводы не имеют существенного правового значения для разрешения настоящего спора при том, что принадлежащий заявителю земельный участок расположен на территории Зеленоградского (а не Светлогорского) района, в связи с чем вопросы организации публичного обсуждения указанных вопросов в Светлогорском районе очевидно не затрагивают законных прав и интересов ООО «КАЛИНА».

Утверждения заявителя о незаконности образования природного заказника «Пионерское» без внесения изменений в схему территориального планирования Калининградской области не могут быть признаны достаточным правовым основанием для удовлетворения заявленных требований, учитывая, что на основании п. 4 ст. 7 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения могут учреждаться решением Правительства Калининградской области и до разработки и утверждения схемы размещения и развития особо охраняемых природных территорий в случаях необходимости осуществления срочных мер для сохранения ценных природных комплексов и объектов.

Суд полагает убедительными доводы Правительства Калининградской области о том, что такая необходимость обусловлена необходимостью сохранения участков залежей янтаря, являющегося основным природным богатством Калининградской области, на территории которой расположено более 90% разведанных мировых запасов этого минерала.

Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что в настоящее время ведется работа по подготовке проекта изменений в схему территориального планирования Калининградской области (т. 2 л.д. 77-92).

Утверждения о несоответствии оспариваемого правового акта требованиям п. 9 ст. 12 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях» об обязательном указании в Положении об особо охраняемой природной территории регионального значения перечня земельных участков, находящихся в собственности, пользовании граждан и юридических лиц, неактуальны, учитывая, что федеральное законодательство не содержит аналогичной нормы, а на региональном уровне Законом Калининградской области от 1 июля 2013 года N 245 признан утратившим силу пункт 9 ст. 12 Закона Калининградской области от 3 ноября 2000 года N 277 «Об особо охраняемых природных территориях», в связи с чем в настоящее время отсутствует обязанность по включению в положение об особо охраняемой природной территории перечня земельных участков, расположенных в ее пределах.

Изложенные заявителем доводы о незаконности принятия решения о создании заказника без выделения бюджетных средств не влекут отмену оспариваемого правового акта, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» пунктами 14 и 15 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Пионерское», утвержденного оспариваемым постановлением Правительства Калининградской области, определено, что обеспечение функционирования этого заказника и его содержание осуществляется государственным казенным учреждением Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий», финансирование которого должно производиться согласно бюджетному законодательству.

Ссылки заявителя на отсутствие оснований к особой охране проявлений янтаря «Пионерское» (где глубина предполагаемых залежей янтаря составляет 36 метров, что исключает его незаконную добычу, делает нецелесообразной его промышленную разработку и не препятствует строительству объектов капитального строительства) суд расценивает как мнение ООО «КАЛИНА» о нецелесообразности образования природного заказника «Пионерское» в то время, как вопросы целесообразности принятия правового акта находятся за пределами компетенции суда.

Относительно режима особой охраны природного заказника «Пионерское», установленного пунктом 22 Положения о нем, суд принимает во внимание, что на территории этого заказника запрещается хозяйственная и иная деятельность, если она противоречит целям и задачам создания заказника, при этом исчерпывающий перечень запретов не определен.

Установление общего запрета на осуществление деятельности, противоречащей целям и задачам создания заказника, не противоречит ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В такой ситуации заявитель вправе использовать принадлежащий ему участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, по его целевому назначению.

Ссылки заявителя на создание препятствий к изменению категории этого земельного участка сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, тем более, что вопросы, связанные с изменением категорий земельных участков, разрешаются в порядке, установленном иным законодательством, в частности, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», которым не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченных органов по переводу земель из одной категории в другую по обращению заинтересованного лица.

На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание, что оспариваемое постановление Правительства Калининградской области принято в пределах его компетенции и без существенных нарушений установленной процедуры его принятия, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ООО «КАЛИНА» об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2013 года N 290 «Об образовании государственного природного заказника регионального значения «Пионерское» (в редакции постановления от 26 сентября 2013 года N 724) -отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *