Исковые требования о признании незаконным отказа органа Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены правомерно, поскольку спорные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31.07.2014 по делу N 33-4363/2014

Судья Альштадт С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Поздняковой Т.В.

судей Ваниной Е.Н., Сеземова А.А.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 03 июня 2014 года, которым постановлено:

«Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости — незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области зачесть Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Периоды ее нахождения в учебных отпусках <…>.

Назначить Г. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области в пользу Г. возврат государственной пошлины в размере СУММА рублей, судебные расходы по составлению искового заявления в размере СУММА рублей».

Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии было отказано в связи с недостаточностью специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. В специальный стаж не были включены периоды ее нахождения в учебных отпусках: <…>

Г. обратилась с иском о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исключения периодов нахождения истца в учебных отпусках. Исковые требования мотивированы тем, что в указанные периоды Г. работала ДОЛЖНОСТЬ в ОРГАНИЗАЦИЯ г. Рыбинска и обучалась по заочной форме обучения в ИНСТИТУТ, за ней сохранялись заработная плата и рабочее место.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения — об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав Г., возражавшую против жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене либо изменению судебного решения апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения Г. в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением … деятельности.

С выводами и мотивами, изложенными в решении суда, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, соответствующими нормам Конституции РФ, действующего пенсионного законодательства и законодательства, регулирующего вопросы назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в спорные периоды времени, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П и от 03.06.2004 г. N 11-П.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ОРГАНИЗАЦИЯ г. Рыбинска в должности ДОЛЖНОСТЬ.

В период работы Г. были предоставлены следующие учебные отпуска: ПЕРИОДЫ.

Указанные учебные отпуска не учтены пенсионным органом при исчислении специального педагогического стажа, в то время как работа в указанных образовательных учреждениях была засчитана в специальный стаж.

Судебная коллегия соглашается с доводами и мотивами, по которым суд первой инстанции посчитал решение пенсионного органа в данной части неправомерным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в период ДД.ММ.ГГГГ Г. обучалась в ИНСТИТУТ по специальности «педагогика и методика начального обучения», в связи с чем, в перечисленные выше периоды времени работодателем ей предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска с сохранением рабочего места и средней заработной платы, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, кроме периодов работы, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Статья 196 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала предоставление оплачиваемых в установленном порядке отпусков в связи с обучением работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24.06.1974 г. «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Как предусматривают указанные Рекомендации, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Таким образом, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что указанные периоды нахождения Г. в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения в учебных отпусках не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, на правильность постановленного судом решения не влияют, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, гарантирующих право на социальное обеспечение, получение досрочной трудовой пенсии.

Кроме того, в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, среди периодов, которые не учитываются в целях исчисления льготного трудового стажа, периоды нахождения в учебном отпуске не поименованы.

При таких обстоятельствах судом на ответчика обоснованно возложена обязанность по назначению Г. пенсии с момента ее обращения, с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, именно с этой даты истица объективно имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целом, доводы жалобы о невозможности включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда. Правовых оснований, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 03 июня 2014 года оставить без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *