Решение суда о признании обмена жилыми помещениями недействительным отменено как основанное на не доказанных судом обстоятельствах о заблуждении истца.

Постановление президиума Ивановского областного суда от 22.08.1997 N 44г-144

(Извлечение)

Гр-н К.В. обратился в суд с иском о признании недействительной доверенности <…>, выданной гр-ну А.А. на обмен трехкомнатной квартиры. Свои требования обосновал тем, что при выдаче доверенности подразумевал обмен на благоустроенную двухкомнатную квартиру, а не на любую двухкомнатную квартиру. Рассчитывал, что окончательные документы по обмену будет подписывать сам. Полагает, что гр-н А.А., оформляя доверенность в таком виде, обманул его.

Кроме того, истец просил суд признать обмен по договору <…> трехкомнатной квартиры, принадлежащей ему на праве собственности, жилой площадью 44,3 кв. м на двухкомнатную квартиру с частичными удобствами (отсутствует ванна, горячая вода), жилой площадью 24,8 кв. м, принадлежащую гр-нам Е-ких, недействительным. При этом указал, что хотел обменять свою квартиру на квартиру меньшей площади, но со всеми удобствами. Кроме того, пояснил, что по обмену получил от гр-дан Е-ких доплату не 14000000 рублей, как обусловлено договором, а только 6000000 рублей.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. В удовлетворении иска о признании доверенности недействительной отказано.

Договор обмена квартир между гр-ном К.В. и гр-нами Е-ких признан недействительным. Стороны приведены в первоначальное положение.

С гр-на К.В. в пользу гр-н Е-ких взыскано 14000000 рублей.

С гр-н Е-ких взыскана госпошлина в доход государства 1126298 рублей.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

Президиум находит решение суда в части признания обмена квартир недействительным, подлежащим отмене по следующим основаниям.

Признавая обмен квартирами недействительным, суд исходил из того, что сделка проведена под заблуждением истца в отношении благоустройства квартиры, с худшими жилищными условиями, чем нарушены его жилищные права.

Согласно ст. 74 ЖК РСФСР обмен жилыми помещениями может быть признан недействительным по основаниям, изложенным в ст. 73 ЖК РСФСР.

В соответствии с п. 7 ст. 73 ЖК РСФСР обмен не допускается, если в связи с обменом жилищные условия одной из обменивающихся сторон существенно ухудшаются, в результате чего граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий. По правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ивановской области, нуждающимися признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью менее 6 кв. м на 1 человека (п. 7 Правил).

Из дела видно, что по обмену гр-н К.В. въезжает в двухкомнатную квартиру жилой площадью 24,8 кв. м и нуждающимся в улучшении жилищных условий не становится.

В соответствии со ст. 178 ГК РФ, сделка может быть признана судом недействительной, если она совершена под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение.

Однако таких обстоятельств судом не установлено. Вывод суда о заблуждении истца ничем не мотивирован.

Кроме того, как следует из надзорных жалоб, гр-н К.В. полученную по сделке доплату 14000000 рублей не возвращает. Решение суда в этой части не исполняется.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, президиум Ивановского областного суда

постановил:

Решение Октябрьского районного суда от 16.12.96 в части признания обмена недействительным отменить.

Дело по иску гр-на К.В. к гр-ну А.А., гр-нам Е.В. и Е.М. в части признания договора обмена недействительным направить в Октябрьский районный суд на новое рассмотрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *